Утверждена на педагогическом совете МОУ ДОД «ДЮСШ № 3» Протокол № 2 от 30. 10.2008г.
Директор _______________ И.В. Комлев Приказ № 46 от 01. 10.2008г. |
ДУАТЛОН
Дополнительная образовательная программа
в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа № 3»
Возраст детей – от 10 лет и старше.
Срок реализации – 10 лет.
Авторы программы – коллектив тренеров-преподавателей МОУ ДОД «ДЮСШ № 3»:
Кирюков С.Н.
Селезнева Н.В.
Беланова М.Е.
Родионов А.П.
Коробова Д.С.
Матвеева Е.С.
г. Дзержинск
2008г.
Содержание.
- Пояснительная записка…………………………….................…... 3 стр
- Учебно-тематический план………………………….................… 6 стр
3. Содержание курса……………………………………..................… 7 стр
3.1. Группы начальной подготовки………………….................... 7 стр
3.2. Учебно-тренировочные группы……....................................... 7 стр
3.3. Группы спортивного совершенствования и
высшего спортивного мастерства………….................…… 9 стр
4. Методическое обеспечение…………………………..................... 19 стр
5. Список литературы, использованной для
составления программы……………………………....................... 30 стр
6. Список литературы, рекомендуемой обучающимся…................. 31 стр
- 1. Пояснительная записка.
Дуатлон, включающий в себя велосипедные гонки и бег, является одним из молодых видов спорта и пользуется всё большей популярностью в мире.
В МОУ ДОД «ДЮСШ № 3» г. Дзержинска дуатлон начал культивироваться с 1994 года. Деятельность ДЮСШ № 3, регулируется Законом РФ “Об образовании”. Образовательная деятельность осуществляется в рамках настоящей модифицированной программы физкультурно-спортивной направленности.
Система подготовки обучающихся основывается на принципах постепенности и от простого к сложному. В связи с этим обучение подразделяется на следующие этапы:
- группы начальной подготовки (ГНП) 1-3 годов обучения;
- учебно-тренировочные группы (УТГ) 1-4 годов обучения;
- группы спортивного совершенствования (ГСС) 1-3 годов обучения;
- группы высшего спортивного мастерства.
Количество обучающихся в группах и количество учебных часов в неделю регламентируется нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Набор обучающихся производится с 10-летнего возраста. Перевод учащихся из одной группы в последующие осуществляется по результатам контрольных соревнований при условии выполнения контрольных нормативов и оформляется приказом директора по школе.
Настоящая программа разработана на основе практических рекомендаций по составлению образовательных программ, с учётом научно-практических и методических разработок в области дуатлона, а так же планов подготовки сборных команд России.
Цели и задачи программы.
Занятия дуатлоном призваны способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов своеобразно способностям.
Цель программы: подготовка атлетов в МОУ ДОД «ДЮСШ № 3» с учетом особенностей современного этапа развития спорта, на основе рациональной единой педагогической системы многолетней спортивной тренировки.
Программа призвана обеспечить:
– преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоническому развитию всех органов и систем организма;
– преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;
– целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки атлетов всех возрастных групп;
– соразмерность дистанционной подготовленности на каждом этапе возрастного развития;
– развитие общей и специальной физической подготовки обучающихся;
– овладение опережающим формированием технико-тактического мастерства;
– комплексную систему контроля и анализ состояния подготовленности атлетов, как на этапах подготовки, так и на этапах возрастного развития.
В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.
На этапе начальной подготовки ставятся задачи:
ü Развитие опорно-двигательного аппарата у детей;
ü Развитие координации движений и гибкости;
ü Обучение бегу на короткие и средние дистанции;
ü Обучение езде на велосипеде, технике педалирования на короткие дистанции;
ü Общее закаливание организма;
ü Привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни;
ü Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся задачи:
ü Улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
ü Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учётом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;
ü Профилактика вредных привычек и правонарушений.
Для спорта высших достижений на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача:
ü Привлечение к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов.
Техническое обеспечение занятий.
Для реализации данной программы в ДЮСШ № 3 имеется 5 спортивных залов площадью 50-75 кв.м, в том числе один тренажёрный и один тяжёлой атлетики. Для беговой подготовки используется школьный стадион площадью 0,32 га. Велосипедные тренировки проводятся на велосипедной дорожке шоссе Москва – Нижний Новгород. В школе имеется мастерская для ремонта велосипедов. Кроме того занятия по лёгкой атлетике проводятся в городском парке и в лесном массиве в районе посёлков Пушкино – Жёлнино. В летнее время организуются учебно-тренировочные сборы.
Организация врачебного контроля.
Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляется врачами соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85г. № 1672).
Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочных групп, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером.
Начиная с групп спортивного совершенствования обучающиеся проходят врачебный контроль в областном врачебно-физкультурном диспансере.
Обучающиеся УТГ проходят врачебный контроль 2 раза в год – осенью и весной. Учащиеся ГВСМ и ГСС проходят врачебный контроль 4 раза в год ежеквартально. Помимо этого в случае обнаруженных отклонений в здоровье обязательно углубленное медицинское обследование со сдачей всех необходимых анализов и тестов.
Прохождение врачебного контроля во врачебно-физкультурном диспансере оформляется приказом по школе.
В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.
2. Учебно-тематический план.
Распределение в часах отдельных видов подготовки по годам обучения на отделении триатлона.
№ п/п |
Раздел подготовки |
Группы |
|||||||||
ГНП до года |
ГНП свыше года |
УТГ |
ГСС |
ГВСМ |
|||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
1 год |
2 год |
3 год |
Весь период |
||||
1 |
Общая физическая подготовка |
80
|
100 |
120 |
120 |
120 |
120 |
120 |
140 |
140 |
160 |
2 |
Специальная физическая подготовка |
130 |
200 |
344 |
320 |
630 |
630 |
908 |
1106 |
1096 |
1252 |
3 |
Спортивно-техническая подготовка |
10 |
16 |
16 |
20 |
29 |
27 |
40 |
40 |
40 |
46 |
4 |
Участие в соревнованиях и контрольных тренировках |
3 |
9 |
12 |
14 |
29 |
28 |
48 |
54 |
64 |
74 |
5 |
Тактическая подготовка |
1
|
2 |
4 |
9 |
12 |
13 |
16 |
16 |
16 |
18 |
6 |
Теоретическая подготовка |
6
|
8 |
8 |
10 |
12 |
11 |
14 |
16 |
16 |
18 |
7 |
Приёмные и контрольные нормативы |
3 |
5 |
8 |
9 |
12 |
13 |
18 |
20 |
20 |
22 |
8 |
Восстановительные мероприятия |
- |
- |
- |
10 |
16 |
18 |
54 |
54 |
54 |
62 |
9 |
Медицинское обследование |
1
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
10 |
10 |
10 |
12 |
|
Общее количество часов |
234 |
344 |
516 |
516 |
864 |
864 |
1248 |
1456 |
1456 |
1664 |
3. Содержание курса.
3.1. Группы начальной подготовки
Теоретический материал.
- Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. (1 ч.)
- Режим дня и личная гигиена. (1 ч.)
- Значение физических упражнений для здоровья человека. (1 ч.)
- Значение утренней гимнастики и закаливания. (1 ч.)
- Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. (1 ч.)
- Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности. (1 ч.)
- Первая помощь при травмах на занятии. (для ГНП 2-3 года обучения – 2 ч.)
Практические занятия.
ü Упражнения на развитие гибкости, ловкости, координации движений;
ü Обучение езде на велосипеде и технике педалирования на короткие дистанции;
ü Обучение бегу на короткие и средние дистанции.
ü В недельном тренировочном цикле проводятся три занятия включающие в себя беговую, велосипедную подготовку, а также занятия в спортивном зале гимнастикой и спортивными играми
Основное внимание уделяется совершенствованию техники бега, повышению уровня ОФП, развитию координации движений за счёт использования в тренировках спортивных игр.
Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.
3.2. Учебно-тренировочные группы (УТГ).
Теоретический материал.
- Физическая культура – важное средство физического развития и укрепления здоровья человека. Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли и жизненно важных умений и навыков. (1 ч.)
- Личная и общественная гигиена. Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. (1 ч.)
- Закаливание организма. Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем. (1 ч.)
- Рождение и развитие дуатлона. История дуатлона. (1 ч.)
- Самоконтроль в процессе занятий спортом. Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля. Его форма и содержания. (1-2 ч.)
- Общая характеристика спортивной тренировки. Понятие о спортивной тренировке. Её цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Технико-тактическая подготовка. Роль спортивного режима питания. (1-3 ч.)
- Физическая подготовка. Понятие о физической подготовке. Основные сведения о её содержании и видах. Краткая характеристика основных физических качеств, особенности их развития. (1-2 ч.)
- Единая Всероссийская спортивная классификация. Основные сведения о ЕВСК. Условия выполнения требований и норм ЕВСК. (1 ч.)
Практические занятия.
- Велосипедная подготовка – езда по кроссу, езда по пресечённой местности. Изучение и применение техники владения велосипедом.
- Бег – поддерживающие и развивающие тренировки.
- Широкое применение средств ОФП.
Учебно-тренировочные занятия проводятся по тому же принципу, что и для групп спортивного совершенствования (ГСС), но по более упрощённой схеме и не должен превышать 3 зоны интенсивности, где максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 180-185 уд/мин.
Схема годового цикла для УТГ
Подготовительный период
|
1.11. – 1.04. 1.11. – 1.01. 2.01. – 1.04. |
Соревновательный период |
2.04. – 1.10. |
Переходный период |
2.10. – 1.11. |
При планировании тренировочного процесса в соревновательный период, необходимо в случае длительного перерыва между соревнованиями предусмотреть восстановительно-поддерживающий этап со снижением тренировочных нагрузок.
В остальном тренировочный процесс строится по принципу ГСС с уменьшением объёмов тренировочных нагрузок до 50% для УТГ –1, УТГ –2 и до 75% для УТГ –3, УТГ –4.
3.3. Группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Теоретический материал.
- 1. Физическая культура и спорт в Российской Федерации. (3ч.)
- Краткие сведения о строении и функциях организма спортсменов. Влияние физических упражнений на организм человека. (3ч.)
- Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний. (3ч.)
- Врачебный контроль и самоконтроль. Профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия в спорте. Первая помощь при несчастных случаях. (3ч.)
- Основы методики тренировки. Периодизация спортивной тренировки. Планирование и учет в процессе спортивной подготовки. (1ч – ГСС 1 года обучения; 2ч. – ГСС 2-3 года обучения; 3ч. – ГВСМ).
- Структура соревновательной деятельности. (1ч – ГСС 1 года обучения; 2ч. – ГСС 2-3 года обучения; 3ч. – ГВСМ).
Общие задачи подготовки в группах спортивного совершенствования:
- Развитие специальной силовой выносливости, максимальной силы, скоростно-силовых качеств, формирование ритмико-темповой структуры.
- Развитие адаптационных возможностей посредством занятий в жестком тренировочном режиме, вызывающим мобилизацию функций организма в различных зонах интенсивности выполнения нагрузки.
- Развитие скоростной выносливости и анаэробной производительности с помощью упражнений в двух видах спорта в 4-ой зоне аэробного обеспечения восстановительных процессов.
- Развитие общей выносливости посредством объемных тренировок в беге, велосипеде в 3-ий зоне интенсивности при восстановительных процессах аэробного обеспечения.
- Техническая подготовка в велосипедном спорте.
- Техническая и тактическая подготовка прохождения соревновательных дистанций в целом дуатлоне и в отдельных видах, составляющих дуатлон.
- Подготовка и отработка сложного элемента соревнований, такого как транзитная зона.
Основные требования к занимающимся на этапе спортивного совершенствования:
- физическая и техническая подготовленность, характерная для современного уровня развития спорта высших достижений,
- соответствие морфофункциональных характеристик с возросшим уровнем скоростно-силовых качеств,
- повышение эффективности движений,
- укрепление здоровья и специальной подготовленности,
- расширение тактического и технического мастерства,
- овладение теоретическими знаниями и самоконтролем за тренировочным процессом,
- наивысшая морально-волевая подготовленность.
Основные средства:
- Все многообразие упражнений разносторонней и специальной физической подготовки,
- участие в соревнованиях от городских до международных,
- витаминизация, медицинские восстановительные процедуры, гигиенические факторы.
Задачи подготовки девушек 14- летнего возраста юношей 15-летнего возраста:
- Развитие общей и скоростной выносливости на средних и длинных дистанциях посредством введения в тренировку микроциклов с ударными нагрузками, с жесткими режимами, вызывающими повышенную мобилизацию функций организма;
- Развитие специальной силовой выносливости, максимальной силы посредством прогрессивно возрастающего сопротивления, с помощью кратковременных максимальных напряжения, методом изометрических напряжений, развитие скоростно-силовых способностей, используя упражнения на суше и в воде при уменьшенной и увеличенной силе сопротивления движению;
- Выбор специализации
- Психологическая и тактическая подготовка при подготовке и прохождении соревновательной дистанции.
Задачи подготовки девушек 15- летнего возраста:
- Подготовка по узкой спортивной специализации в соответствии со способностями;
- Развитие быстроты движений посредством упражнений специализированного и общего характера в легкой атлетике;
- Развитие скоростно-силовых качеств с помощью специальных упражнений в легкой атлетике;
- Развитие общей выносливости посредством сочетания бега и вело-подготовки во 2 - 4-ой зонах интенсивности;
- Развитие скоростной выносливости на основной и дополнительной дистанциях;
- Адаптация к нагрузкам высокой интенсивности.
Задачи подготовки юношей 16- летнего возраста:
- Развитие специальной силовой выносливости, максимальной силы и скоростно-силовых качеств, формирование ритмо-темповой структуры при уменьшенной силе сопротивления движению упражнениями;
- Развитие адаптационных возможностей посредством занятий с жесткими тренировочными режимами, вызывающими мобилизацию функций организма, в различных зонах интенсивности выполнения нагрузки;
- Выбор спортивной специализации;
- Развитие скоростной выносливости и анаэробной производительности с помощью беговых упражнений в 4-ой зоне интенсивности на фоне аэробного обеспечения восстановительных процессов;
- Развитие общей выносливости посредством объемного бегав 3-й зоне интенсивности при восстановительных процессах аэробного обеспечения;
- Техническая и тактическая подготовка прохождения различных дистанций.
Задачи подготовки девушек 16- летнего возраста и юношей 17- летнего возраста:
- Увеличение суммарного объема тренировочной работы по сравнению с предыдущим годом;
- Увеличение количества тренировок с большими нагрузками;
- Использование на занятиях в большом количестве сочетаний тренировочных режимов анаэробной и аэробной направленности с учетом дистанции;
- Расширение соревновательной практики;
- Расширение резервных возможностей организма, интенсифицирующих процессы восстановления после напряженных нагрузок;
- Развитие адаптации к психической напряженности путем создания на занятиях жесткой конкуренции и соревновательной обстановки.
Основные требования к занимающимся на этапе спортивного совершенствования:
На этапе базовой спортивного совершенствования учащимся достигается физическая и техническая подготовленность, характерная для современного уровня развития спорта высших достижений, соответствие морфофункциональных характеристик с возросшим уровнем скоростно-силовых качеств, повышение эффективности беговых движений, укрепление здоровья, расширение тактического и технического мастерства, овладение теоретическими знаниями и самоконтролем за тренировочным процессом, наивысшая морально-волевая подготовленность.
Основные средства:
Всё многообразие упражнений разносторонней и специальной физической подготовки в беге и велоподготовке, участие в соревнованиях от городского до всероссийского масштаба, витаминизация, медицинские восстановительные процедуры (водные процедуры, сауна, массаж), гигиенические факторы.
Для методики подготовки в группах спортивного совершенствования характерно существенное увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, удельного веса упражнений в смешанной аэробно-анаэробной зоне, повышение интенсивности тренировочных нагрузок, индивидуализация тренировочных нагрузок на основе постоянного врачебно-педагогического контроля.
Основные задачи годового цикла.
- Демонстрация наивысших спортивных результатов в основных соревнованиях .
- Отбор в молодёжную сборную команду России наиболее перспективных и талантливых спортсменов.
- Совершенствование технико-тактического мастерства, овладение способами и приёмами ведения спортивной борьбы, способностью самостоятельно и оперативно решать двигательные задачи в условиях соревновательной деятельности.
- Совершенствование специальной выносливости, функциональной подготовленности и др. задачи.
Исходя из календаря в годовом цикле предполагается двухцикловое планирование подготовки. Основные соревнования Первенство Мира в начале ноября и Первенство Европы в середине июля.
Планируемая схема годового цикла.
1 ноября – 12 ноября . (54 недельных микроцикла).
Подготовительный период.
|
01.11 – 02.04. (1 – 22 мик-лы) 22 |
01.11. – 28.11. (1-4 мик-лы) 4 |
|
29.11-2.01. (5-9 мик-лы) 5 |
|
03.01. – 20.02 (10-16 мик-лы) 6 |
|
21.02. – 02.04 (17-22 мик-лы) 6 |
|
Первый соревновательный период.
|
03.04. – 30.07 (23-39 мик-лы) 17 |
03.04. – 07.05 (23-27 мик-лы) 5 |
|
08.05. – 21.05 (28-29 мик-лы) 2 |
|
22.05.- 18.06 (30-33 мик-лы) 4 |
|
19.06-2.07. (34-35 мик-лы) 2 |
|
03. 07.- 16.07. (36-37 мик-лы) 2 |
|
Переходный период (восстановительно-поддерживающий). |
17.07.-30.07. (38-39 мик-лы) 2 |
Второй соревновательный период.
|
31.07.-22.10. (40-51 мик-лы) 12 |
Переходный период.
|
23.10.-12.11. (52-54 мик-лы) 3 |
Подготовительный период.
1ноября – 2 апреля (1 -22 мик-лы).
Подготовка в подготовительном периоде делится на 4 этапа:
- Втягивающий 1.11-28.11 (1-4 мик-лы)
- 1-й базовый 29.11-2.01 (5-9 миклы)
- 2-й базовый 3.01-20.02 (10-16 мик-лы)
- 3-й базовый 21.02-2.04 (17-22 мик-лы)
Общий объём тренировочной нагрузки в подготовительном периоде. (планируемый) Велосипед – 4650км (148ч), Бег – 1410км (218ч), ОФП – 32ч
Втягивающий этап подготовительного периода.
1-28 ноября (1- 4 мик-лы).
Основные задачи:
- постепенное подведение спортсмена к эффективному выполнению специальной тренировочной нагрузки,
- укрепление опорно-двигательного аппарата, мускулатуры,
- развитие силовых качеств и др.
Распределение микроциклов:
- ВТЯГИВАЮЩИЙ: нагрузка ниже средней.
- ВТЯГИВАЮЩИЙ: нагрузка ниже средней.
- РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя + 1 занятие с большой нагрузкой.
- ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя + 1 занятие с большой нагрузкой.
Велосипед – 200км –10.00 24,4%
Бег – 150 км –31.00 75,6%
ОФП – 8.00
Общий объём в часах – 49.00
Беговая подготовка занимает наибольшее время на данном этапе – 75,6% от общего времени СФП.
Велосипедная подготовка – езда по кроссу, езда по пресечённой местности. Решаемые задачи: умение владеть велосипедом, совершенствование технического мастерства.
Бег – поддерживающие и развивающие тренировки. Широкое применение средств ОФП.
Средний еженедельный объём СФП:
ВЕЛОСИПЕД – 50км/нед
БЕГ –64,5км/нед
1-й базовый этап (специально-подготовительный)
Подготовительного периода. 29 ноября – 2 января (5-9 мик-лы).
Основные задачи этапа:
- Совершенствование общей и специальной выносливости,
- повышение способности переносить значительные объёмы тренировочных нагрузок,
- совершенствование технико-тактического мастерства,
- повышение функциональных возможностей,
- развитие силовой выносливости.
Распределение микроциклов:
- РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
- ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
- ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
- КОНТРОЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ: нагрузка ниже средней.
Велосипед – 1300км – 46.00 47,4%
Бег – 345 км – 51.00 52,6%
ОФП – 8.00
Общий объём в часах – 105.00
На 8 микроцикле планируется контрольная тренировка:
- Велогонка 20 (2 х 10)км
- Бег 5км (тест 10км)
2-й базовый этап подготовительного периода.
3 января – 20 февраля (10-16 мик-лы).
На втором этапе продолжают решаться задачи предыдущего этапа с учётом более высокого уровня подготовленности спортсменов и объёмов выполненных тренировочных нагрузок и результатов контрольных тренировок.
Распределение микроциклов:
- РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
- РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка выше средней.
- ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
- КОНТРОЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка выше средней.
- ОБЪЁМНЫЙ: нагрузка значительная.
- КОНТРОЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ: нагрузка средняя.
- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ: нагрузка ниже средней.
Велосипед – 1800км 62.00 45,6%
Бег – 525 км –74.00 54,4%
ОФП – 10.00
Общий объём в часах – 146.00
Средний еженедельный объём:
Велосипед – 257км/нед
Бег – 75км/нед
На 13 и 15 микроциклах проводятся контрольные тренировки и тесты по СФП.
3-й базовый этап подготовительного периода.
21 февраля – 2 апреля (17 -22 мик-лы)
Основные задачи:
- Совершенствование специальной выносливости,
- Повышение интенсивности тренировочных нагрузок,
- Совершенствование технико-тактического мастерства,
- Адаптация организма к условиям соревновательной деятельности (сочетание видов спорта, трассе основных соревнований и др.
На третьем этапе происходит значительное снижение объёмов тренировочных нагрузок с повышением интенсивности. Чаще проводятся тренировочные занятия приближенные к условиям соревновательной деятельности.
Велосипед – 1350км 56.00 53,8 %
Бег – 390 км – 48.00 46,2%
ОФП – 6.00
Общий объём в часах – 110.00
Средний еженедельный объём:
Велосипед – 225км/нед
Бег – 65км/нед
Первый соревновательный период.
3 апреля – 16 июня (23-27 мик-лы).
В этом периоде предстоит участие в главных соревнованиях годового цикла. Планируемая продолжительность 1-го соревновательного периода – 15 недельных циклов.
Деление соревновательного периода на этапы:
1-ый основной этап.
3 апреля – 7 мая (23-27 ик-лы).
Велосипед – 1100км 38.00 50 %
Бег – 390 км – 38.00 50 %
ОФП – 4.00
Общий объём в часах – 80.00
На данном этапе тренировочные занятия проводятся по времени, близком к времени старта предстоящих соревнований. После основной тренировки проводится тренировка в восстановительном режиме. Количество тренировочных занятий в день 1-2. Нагрузка средняя – ниже средней.
Значительное время в начале этапа занимает метод моделирования соревновательной деятельности.
Распределение микроциклов:
- Моделирующий.
- Предсоревновательный.
- Предсоревновательный
- Соревновательный.
- Восстановительно-поддерживающий.
Средний еженедельный объём: Велосипед – 220км/нед, Бег – 50 км/нед.
Восстановительно-поддерживающий этап.
8-21 мая (28-29 мик-лы).
Основная задача – восстановление после высоких физических и психологических нагрузок.
Тренировочные занятия проводятся в восстановительно-поддерживающем режиме. Количество тренировочных занятий в день 1-2. интенсивные тренировочные занятия не планируются.
- Восстановительно-поддерживающий. Нагрузка ниже средней.
- Восстановительно-поддерживающий. Нагрузка ниже средней.
Рекомендуемый объём тренировочных нагрузок:
Велосипед |
300 км |
11.00 |
42,3% |
150 км/нед |
Бег |
100 км |
15.00 |
57.7% |
50 км/нед |
ОФП |
|
2.00 |
|
|
Общее тренировочное время: 28.00
Контрольно-подготовительный этап.
22 мая – 18 июня (30-33 мик-лы).
Велосипед – 1000км 34.00 49,3%
Бег – 260 км –35.00 50,7%
ОФП – 2.00
Общий объём в часах – 71.00
- Развивающий: нагрузка средняя.
- Предсоревновательный: нагрузка ниже средней.
- Соревновательный: нагрузка средняя.
Планируемый еженедельный объём:
Велосипед – 250км/нед, Бег – 65км/нед.
Предсоревновательный этап.
19 июня -2 июля (34-35 мик-лы).
Основные задачи:
- Устранение незначительных пробелов в предыдущей подготовке,
- Подведение к состоянию наилучшей подготовленности для демонстрации наивысшего результата на первенстве Европы.
Тренировочные занятия проводятся 1-2 раза в день.
- Подводящий: нагрузка ниже средней.
- Подводящий: нагрузка ниже средней.
Велосипед |
800км |
13.00 |
48,2% |
200км/нед |
Бег |
100км |
14.00 |
51.8% |
50км/нед |
Общее тренировочное время: 27.00
Второй основной этап.
3-16 июля (36-37 мик-лы).
Основная задача: демонстрация наивысших спортивных результатов на первенстве Европы.
- Соревновательный: ниже среднего.
- Соревновательный: ниже среднего.
Планируемый объём на данном эпапе:
Велосипед |
360км |
12.00 |
50% |
180км/нед |
Бег |
160км |
12.00 |
50% |
50км/нед |
Общее тренировочное время: 24.00
4.Методическое обеспечение
Условия зачисления,
перевода занимающихся по этапам спортивной подготовки.
На этап начальной подготовки принимаются лица, достигшие 10 лет, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисление проводится на конкурсной основе спортсменов, не имеющих медицинских противопоказаний, прошедших не менее одного года необходимую подготовку при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены выполнившие (подтвердившие) норматив КМС. Перевод по годам обучения при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются спортсмены, выполнившие норматив МС, МСМК.
Численный состав занимающихся и максимальный объём учебно-тренировочной работы.
Этапы подготовки |
Период обучения |
Минимальная наполняемость групп |
Возраст занимающихся |
Максимальный объём учебно-тренировочной работы |
Начальной подготовки |
до годасвыше года |
15 14 |
10 11-12 |
6 8 |
Учебно-тренировочный |
до 2-х лет свыше 2-х лет |
10 8 |
12-13 14-15 |
12,14 16,18 |
Спортивного совершенствования |
До годаСвыше года |
8 6 |
15-16 16-17 |
24 28 |
Высшего спортивного мастерства |
Весь период |
3 |
18 и старше |
32 |
Приёмно-переводные нормативы по СФП [10].
Юноши.
Этапы подготовки |
Велосипед
|
Бег |
||||
3км
|
10км |
20км |
1км |
3км |
5км |
|
Начальной подготовки
1-и год 2-й год
|
6.00 5.45 |
- - |
- - |
3.40 3.25 |
- - |
- - |
Учебно-тренировочный
До 2-х лет Свыше 2-х лет
|
5.10 4.20 |
16.45 16.00 |
34.00 32.30 |
3.10 3.05 |
11.30 10.50 |
- 18.50 |
Спортивного совершенствования
До 1 года Свыше 1 года
|
- - |
- - |
31.00 30.30 |
3.00 2.55 |
10.20 9.50 |
17.30 16.30 |
Девушки.
Этапы подготовки |
Велосипед
|
Бег |
||||
3км
|
10км |
20км |
1км |
3км |
5км |
|
Начальной подготовки
1-и год 2-й год
|
6.50 6.20 |
- - |
- - |
4.35 4.10 |
- - |
- - |
Учебно-тренировочный
До 2-х лет Свыше 2-х лет
|
5.40 5.00 |
20.00 18.30 |
41.00 37.30 |
3.55 3.40 |
14.30 13.50 |
- 23.20 |
Спортивного совершенствования
До 1 года Свыше 1 года |
- - |
- - |
36.00 35.00 |
3.20 3.05 |
12.30 11.25 |
21.50 19.35 |
Примерный план занятия по повышению уровня ОФП.
Содержание и методика обучения |
Кол-во раз |
Время |
ü Построение учащихся. ü Проверка наличия сменной обуви и спорт. Костюма. ü Подготовка спортинвентаря (скамейки и скакалки для прыжков). ü ОРУ.
|
10
50
50 50 50 50
20 20
20 |
15, |
|
2 Х 10-15,, 2 Х 10-15,,
2 Х 15
2 Х 15
2 Х 15 2 Х 15 |
30, |
ü Игра в догонялки с мячом. ü Вис на перекладине. ü Подведение итогов тренировки. |
|
20, |
Рабочие зоны интенсивности по частоте сердечных сокращений (ЧСС) для построения учебно-тренировочных занятий в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
№ зоны |
Интенсивность от max. |
ЧСС |
|
min |
max |
||
|
50-70% |
100 |
140 |
|
70-80% |
140 |
160 |
|
80-90% |
160 |
180 |
|
90-100% |
180 |
200 |
Распределение тренировочных нагрузок по зонам интенсивности в подготовительном периоде для ГСС и ГВСМ.
Втягивающий |
Велосипед 200км |
Бег 150км |
1-я зона |
80% - 160км |
66,7% - 100км |
2-я зона |
20% - 40км |
33,3% - 50км |
3+4 зоны |
|
|
1-й базовый |
Велосипед1300км |
Бег 345 км |
1-я зона |
30% - 390км |
40% - 138км |
2-я зона |
60% -780км |
50% - 173км |
3+4 зоны |
10% - 130км |
10% - 34км |
2-й базовый |
Велосипед1800км |
Бег 525 км |
1-я зона |
25% - 450км |
30% -158км |
2-я зона |
55% - 990км |
50% - 262км |
3+4 зоны |
20% - 360км |
20% - 105км |
3-й базовый |
Велосипед1350км |
Бег 390 км |
1-я зона |
20% - 270км |
30% -117км |
2-я зона |
55% - 743 км |
50% - 195км |
3+4 зоны |
25% - 337км |
20% - 78км |
Общий объём за период: 1-я зона 2-я зона 3+4 зона |
Велосипед4650км |
Бег 1410 км |
27,7% - 1270км |
36,4% - 513км |
|
54,9% - 2553км |
48,2% - 680км |
|
17,4% - 827км |
15,4% - 217км |
|
Средний еженедельный объём км |
211км/нед |
64,1км/нед |
Общий объём тренировочных нагрузок и их распределение по зонам интенсивности в первом соревновательном периоде.
3апреля–16 июля(23-37).
1-й основной |
Велосипед1100км |
Бег 150км |
|
||
1-я зона |
35% - 385км |
30% - 75км |
2-я зона |
35% - 385км |
45% - 112км |
3+4 зоны |
30% - 330км |
25% - 63 |
Восстан-поддер. |
Велосипед300км |
Бег 100 км |
1-я зона |
45% - 135км |
30% - 30км |
2-я зона |
45% - 135км |
60% - 60км |
3+4 зоны |
10% - 30км |
10% - 10км |
Контр.-подготов. |
Велосипед1000км |
Бег 260 км |
|
||
1-я зона |
30% - 300км |
30% -78км |
2-я зона |
40% - 400км |
40% - 104км |
3+4 зоны |
30% - 300км |
30% - 78км |
Предсоревновательн. |
Велосипед400км |
Бег 100 км |
1-я зона |
40% - 160км |
40% -40км |
2-я зона |
35% - 140 км |
40% - 40км |
3+4 зоны |
25% - 100км |
25% - 20км |
2-й основной |
Велосипед 360км |
Бег 100 км |
1-я зона |
40% - 144км |
40% -40км |
2-я зона |
40% - 144 км |
40% - 40км |
3+4 зоны |
20% - 72км |
25% - 20км |
Общий объём за период: 1-я зона 2-я зона 3+4 зона |
Велосипед3160км |
Бег 810 км |
35,6% - 1124км |
32,5% - 263км |
|
38,1% - 1204км |
43,3% - 351км |
|
26,3% - 832км |
24,2% - 196км |
Структура соревновательной деятельности в дуатлоне (ССД)
ССД – это тесная взаимосвязь различных сторон подготовленности, которая проявляется в условиях соревнований и играет важное значение при определении основных направлений подготовленности спортсмена.
Определение основных компонентов соревновательной деятельности в дуатлоне, роли каждого из них для достижения высокого спортивного результата, взаимосвязи различных компонентов позволяет в значительной степени систематизировать и упорядочить тренировочный процесс. Тесная взаимосвязь структуры соревновательной деятельности с системой совершенствования всех сторон подготовленности спортсмена – технико-тактической, физической и психологической позволяет упорядочить процесс управления подготовки спортсмена.
ССД в дуатлоне можно представить в виде следующих компонентов:
1. Скорость преодоления начальной дистанции бега (до 1 км.).
2. Скорость преодоления дистанции бега (дистанционная скорость).
3. Скорость преодоления заключительной части дистанции (последние 1 – 2 км).
4. Преодоление транзитной зоны.
5. Преодоление начальной дистанции велогонки (до 3 км.) и переход к средней
дистанционной скорости езды.
6. Скорость преодоления дистанции велогонки.
7. Скорость преодоления заключительной дистанции велогонки.
8. Преодоление транзитной зоны.
9. Скорость преодоления начальной дистанции бега (до 1 км.).
10. Скорость преодоления дистанции бега (дистанционная скорость).
11. Скорость преодоления заключительной части дистанции (последние 1 – 2 км.).
12. Эффективность финиша.
С помощью представленных показателей можно оценивать эффективность важнейших составляющих соревновательной деятельности, выявлять слабые и сильные стороны подготовленности каждого спортсмена, определять индивидуальные резервы дальнейшего роста спортивного мастерства и существенно влиять на ход спортивной борьбы на дистанции.
На ССД в дуатлоне наибольшее
влияние оказывают следующие показатели и факторы:
- индивидуальный уровень подготовленности спортсмена, его способность
грамотного восприятия и переработки информации в условиях соревновательной
деятельности;
- особенности места проведения соревнований, схема трассы и погодные условия;
- уровень подготовленности и тактическое поведение партнеров по команде и
соперников и др.
Психологическая подготовленность.
Одной из основных сторон учебно-воспитательного процесса является психологическая подготовка, цель которой — формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена к процессу деятельности, к самому себе и окружающим. Формирование и закрепление соответствующих отношений создается путем интегрального воздействия на спортсмена семьи, школы, спортивного коллектива, организаций, осуществляющих воспитательные функции, тренера и других лиц, а также путем самовоспитания. Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением спортсмена в процессе занятий. Личность спортсмена проявляется в процессе социальных взаимоотношений и характеризуется прежде всего ценностью нравственных норм и идейного содержания.
Морально-волевая подготовленность.
Воспитание нравственности у спортсменов является частью общепедагогической задачи по формированию гармонично развитой, общественно активной личности. В учебно-тренировочном процессе находит свое отражение воспитание у детей таких социально значимых нравственных норм, как патриотизм, товарищество, гуманизм, дисциплинированность, честность, сознательное отношение к труду, критическое отношение к себе и стремление к самосовершенствованию. Спортивная этика включает в себя соблюдение спортсменом правил соревнований и норм нравственности по отношению к тренировкам и соревнованиям, к себе и людям, обеспечивающим проведение занятий.
В процессе воспитания нравственности тренер целенаправленно воздействует на формирование личности спортсмена и спортивного коллективизма в целом. Такие формы и методы воспитания, как беседы, лекции, диспуты, собрания, включающие вопросы нравственности, совершенствуют моральные знания спортсмена, влияют на формирование нравственных убеждений и представлений о нравственных ценностях. Однако основным методом формирования норм нравственности является создание в спортивном коллективе практических ситуаций, в которых проявляются нравственные качества спортсмена.
Развитие личности спортсмена не может рассматриваться в отрыве от коллектива, в котором он тренируется, от системы отношений, в которые он вступает. В межличностных отношениях спортсмен проявляет себя как личность и имеет возможность оценить себя в системе отношений, в которые он вступает. Широко распространенным методом исследования взаимоотношений в спортивных коллективах является метод социометрии. Популярность метода объясняется его доступностью и простотой проведения. Метод социометрии позволяет выявить:
-особенности авторитета каждого спортсмена в группе (определение лидера группы);
-отношения сильнейших спортсменов между собой и характер их взаимоотношений с менее сильными занимающимися;
-негативные межличностные связи отдельных обучающихся;
-положение новичков в коллективе;
-сплоченность группы и потребность в общении отдельных спортсменов.
Тренер, используя педагогические наблюдения, характеристики спортсменов, результаты и рекомендации исследований взаимоотношений спортсменов, может установить мотивы, причины и содержательную сторону межличностных отношений и руководствуется ими в создании сплоченного спортивного коллектива.
Наиболее часто встречающимися мотивами в спортивной деятельности являются: моральные мотивы (долга, патриотизма, коллективизма, мотив самоутверждения, мотивы общения и социальных контактов), мотивы благополучия, познавательные мотивы и другие.
Мотивационная сфера личности спортсмена характеризуется также трудностью выбираемых целей. Трудность целей, поставленных спортсменом, определяет уровень его притязаний. При адекватном уровне притязаний спортсмен выбирает цели, соответствующие его возможностям. При завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности спортсмена, который ищет причины неудач не в себе самом, что обычно приводит к конфликтам и нежеланию работать над собой. При заниженном уровне притязаний выбираемые цели ниже возможностей спортсмена. Такие спортсмены неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели.
При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:
— ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;
— подчеркивать его более высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать на цели следующего этапа;
— развивать спортивное честолюбие;
— стимулировать спортсмена поощрениями;
— развивать положительные традиции команды;
— отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;
— привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;
— показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;
— раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;
— объяснять социальные функции спорта;
— развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному
процессу.
Воспитание волевых качеств.
Мотивация, усиленная волей и спортивным характером, является одним из факторов успеха в занятиях дуатлоном. В числе основных волевых качеств и черт спортивного характера атлета обычно выделяют целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержку и самообладание, требовательность к себе, уверенность в своих силах, способность к мобилизации резервов организма в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Специфика соревнований на дистанциях разной длины накладывает определенные требования к волевым качествам спортсменов. Чем длиннее дистанция, тем более необходима устойчивость и стабильность волевых напряжений.
Воспитание волевых качеств, происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода. Для воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений — выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для воспитания стойкости и самообладания — тренировка при большом количестве пловцов на одной дорожке, соблюдение заданной скорости бега или темпа при сбивающих факторах. Для воспитания бойцовскиx качеств, воли к победе — обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях.
Уровень волевых качеств спортсмена можно оценить, используя опросник "Психологическая подготовленность", предназначенный для измерения устойчивости к стресс-факторам соревнований, самоконтроля и волевой активности. Ключ опросника: устойчивость к стресс-факторам соревнований—"Да"—2,15,16, 21, 26". Нет" - 4, 7, 11, 13, 22, 25, 27, 29, 30, 35. Самоконтроль - "Да" - 1, 6, 9, 23, 28, 32, 33. "Нет" - 34. Волевая активность - "Да" - 8, 10, 12,14,18,19, 21, 31. "Нет" — 3, 5,17, 20. Согласно ключу подсчитывается сумма по каждому фактору. При этом за каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 2 балла , а за ответ "Не знаю" — 1 балл. Опросник «Психологическая подготовленность»
Инструкция. Ниже приведены 33 вопроса. На каждый вопрос можно дать три варианта ответа: а) да; б) не знаю, не уверен или не могу ответить; в) нет. Отвечайте на вопросы следующим образом: 1) вначале прочтите вопрос; 2) выберете один из трех вариантов ответа; 3) отметьте на бланке для ответов против номера вопроса соответствующую букву. Отвечая на вопросы, старайтесь, как можно реже выбирать ответ "б". Помните, что это фактический отказ от ответа. Отвечайте искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.
1. Я способен контролировать временные отрезки в процессе соревнований.
2. Я быстро засыпаю накануне ответственных соревнований.
3. Бывает, что я боюсь проиграть старт соперникам.
4. Иногда я плохо сплю после интенсивных тренировок.
5. Считаю, что у меня мало спортивной злости.
6. Я владею методами регуляции дыхания перед стартом.
7. Я стремлюсь улучшить свой результат на каждом соревновании.
8. Я могу перед стартом последовательно расслаблять и напрягать отдельны мышечные группы (рук, ног, туловища, лица).
9. Я могу сконцентрировать волю перед стартом для предстоящей борьбы.
10. У меня появляется дрожание рук перед стартом.
11. Выходя на старт, я всегда испытываю чувство уверенности в достижении поставленных для данного соревнования целей.
12. Я много думаю о своих соперниках накануне соревнований.
13. Я контролирую состояние техники в условиях спортивной борьбы.
14. Мне нравится тренироваться в группе по единому плану.
15. Мне нравится для проверки своих возможностей участвовать часто в соревнованиях.
16. У меня слабая воля к победе.
17. Я способен улучшить свой результат от предварительных стартов до финала.
18. Считаю, что у меня хорошие бойцовские качества.
19. Я считаю свое предстартовое возбуждение чрезмерным.
20. Я стремлюсь полностью выполнить все запланированные упражнения.
21. Бывает, что я не могу заснуть накануне ответственных соревнований.
22. Я владею методами регуляции сердечной деятельности перед стартом.
23. Я много думаю о соревнованиях накануне.
24. Иногда я принимаю успокаивающие средства перед соревнованиями.
25. Я стремлюсь выполнить каждое задание тренера.
26. Я владею приемами нормализации сна.
27. Присутствие на соревнованиях большого числа зрителей может отрицательно повлиять на мое выступление.
28. У меня сильно повышается пульс перед стартом.
29. Я склонен к решительным действиям в ходе соревнований.
30. Я могу долго и терпеливо выполнять напряженные и повторяющиеся тренировочные упражнения.
31. Я всегда продумываю конкретный план выступления на предстоящих соревнованиях.
32. Я владею методами активной саморегуляции.
33. После неудачного выступления на соревнованиях у меня появляется желание прекратить занятия спортом.
Теоретическая подготовленность
Интеллектуальные способности являются необходимой предпосылкой роста спортивного мастерства. Интеллектуальная подготовленность отражает познавательную деятельность спортсмена, включающую уже приобретенный опыт и знания, а также способность к дальнейшему его приобретению и применение на практике. В интеллектуальной подготовке атлета различают его интеллектуальное образование и воспитание интеллектуальных способностей. Содержание интеллектуального образования спортсмена составляют знания мировоззренческого характера, знания основ подготовки спортсмена и спортивно-прикладные знания. Кроме специальных теоретических занятий триатлеты получают спортивно-прикладные знания в процессе самой тренировки при объяснении и аргументации тренером содержания тренировочных занятий. По мере роста уровня общеобразовательной подготовки и уровня спортивных достижений происходит более углубленное изучение тем и разделов, связанных со спортивной специализацией.
Форма проведения теоретических занятий зависит от возраста спортсменов. Так, если в группах начальной подготовки это беседы, просмотры кинофильмов, наглядных пособий, то в группах спортивного совершенствования — лекции, самостоятельное изучение, семинары, анализ видеозаписей, тренировочных программ и т.п. Контроль за усвоением знаний осуществляется путем проведения бесед, зачетов, оценки выполненных заданий. Интеллектуальное образование взаимосвязано с мотивацией спортсмена, так как для реализации своих потребностей спортсмен должен знать, что и как необходимо делать для достижения успеха в избранной деятельности. Теоретическая подготовка направлена не только на образование, но и на воспитание интеллектуальных способностей атлета.
Следует отметить большую роль мышления в познавательной деятельности. Точность средств мышления (представлений, воображении, понятий, суждений, умозаключений), тонкий анализ и точный синтез, а также их соответствие действительности являются необходимыми условиями и предпосылками высокоразвитого интеллекта. Необходимость в мышлении возникает при решении задач, и это нужно учитывать в процессе интеллектуальной подготовки. Интеллектуальная подготовка должна включать элементы самостоятельной работы и носить проблемный характер. Выполнение домашних заданий, требующих спортивно-прикладных знаний, самостоятельное изучение отдельных вопросов тренировки, проведение судейских и инструкторских практикумов способствует усилению интеллектуальных мотивов, развития творческих возможностей атлета.
5. Список литературы, использованной для
составления программы.
- Закон РФ “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992г.
- Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, М., 9995г.
- Методические рекомендации по написанию авторской программы.
- Программа подготовки многоборцев. А.П. Шахматов, М., ФиС, 1986г.
- Велосипедный спорт (гонки на шоссе): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. Захаров А.А., – М., Советский спорт, 2008г.
- Легкая атлетика (бег на длинные и средние дистанции, спортивная ходьба): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Ивочкин В.В., Травин Ю.Г., Королев Г.Н., Семаева Г.Н., – М., Советский спорт, 2007г.
- Программа проведения соревнований по триатлону и методические указания по тренировкам. А.П. Шахматов, А.Н. Коробов, М., ФиС, 1996г.
- Комплексная подготовка триатлетов в базовый и соревновательный периоды. Методические указания. Дж. Коллинз, 1997г.
- Рекомендации ФТР и сборной России по подготовке триатлетов на 1997 – 2000г.г.
- Молодому коллеге. Н.Г. Озолин, М., ФиС, 1988г.
- Старший тренер сборной России по триатлону по резерву С.А. Карачаров. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства (нормативная часть).
6. Список литературы, рекомендуемой обучающимся:
- Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987.
- Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоровье, 1981.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988.
- Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.
- 1983. --128 с.
- Готовцев П.И., Дубровский В.М. Спортсменам о воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
- Фомин Н.А., Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
- Теоретическая подготовка юных спортсменов/под ред. Бутлина Ю.Ф./ М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987.
- Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоровье, 1981.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988.
- Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -- М.: Логос, 1994. -- 320 с.