Управление образования администрации
г. Дзержинска Нижегородской обл.

Нижегородская область, г. Дзержинск. ул. Маяковского, д.7А
(8313) 21-86-01, 21-93-95

Программа "Старт"

 

            Утверждена

                на педагогическом совете

                МОУ ДОД «ДЮСШ № 3»

             Протокол № 1 от 28. 08.2007г.

 

                Директор

_____________ И.В. Комлев

                Приказ № 49 от 24. 09.2007г.

 

      СТАРТ

 

дополнительная образовательная

программа физического воспитания

в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

«Детско-юношеская  спортивная школа  № 3»

 

 Возраст детей      – 6 – 7 лет.

 Срок реализации – 2 года.

Авторы программы       – коллектив педагогов МОУ ДОД «ДЮСШ № 3»:

Селезнева Н.В.

Кирюков С.Н.

Родионов А.П.

Беланова М.Е.

 

      г. Дзержинск

2006

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………......... 3 стр.
  2. Учебно-тематический план………………………….....… 7 стр.
  3. Содержание курса……………………………………......…... 9  стр
  4. Методическое обеспечение………………………….….. 13 стр.
  5. Список литературы, использованной для составления программы………………………………….. 36 стр.

 

1.     Пояснительная записка.

Образовательная деятельность в рамках настоящей программы физкультурно-спортивной направленности регулируется Законом РФ “Об образовании”.

Настоящая программа реализуется в спортивно-оздоровительных группах МОУ ДОД «ДЮСШ № 3».

Количество обучающихся в группах и количество учебных часов в неделю регламентируется нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ.

Набор обучающихся производится с 6-летнего возраста.

Настоящая программа разработана на основе практических рекомендаций по составлению образовательных программ.

Программа направлена на всестороннее развитие личности в процессе индивидуального физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков.

Задача данной программы — научить каждого ребенка самостоятельно оздоравливаться, закаливать себя, используя выработанную двигательную потребность и любимые физические упражнения, виды спорта.

На основе данных медико-психологической диагностики в программе впервые систематизированы средства и методы, направленные на то, чтобы каждый ребенок нашел себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие.

С целью обеспечения безопасности каждого ребенка во время выполнения движений педагог должен до начала занятий проверить качественное состояние и устойчивость спортивного оборудования, его крепление и расположение на спортивной площадке зала или участка.

На каждом занятии обязательно присутствие и участие двух педагогов — воспитателя и тренера-преподавателя.

С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы-минимум до программы-максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформулирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

Поддерживая детей в их личных поисках, предлагая и помогая постепенно осваивать новые движения и виды спорта, проводя занятия на высоком эмоциональном уровне, тренер-преподаватель способствует максимальному развитию каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

С целью развития творческих способностей детей особое внимание в программе уделено организации развивающей среды, развивающим играм с обычными (бытовыми) предметами.

Особенно важное значение имеет окружающая ребенка среда. Необходимо, чтобы родители, тренер-преподаватель по физическому воспитанию и воспитатель были единомышленниками в решении поставленных задач, а работа коллективов обоих образовательных учреждений (ДОУ И ДЮСШ) была направлена на создание наилучших условий для их реализации.

Программа основана на утверждении русского педагога Петра Францевича Лесгафта: «Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соответствии с умственными знаниями, потому что вся однообразная деятельность утомляет человека и убивает в нем всякую самостоятельность. Вся тайна в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развертываться, все делать самому».

Обучение детей тесно связано с их физическим и психологическим состоянием. Поэтому развитие творческих способностей в процессе двигательной деятельности поможет ребенку найти себя в тех движениях, которые ему нравятся. Занятия любимыми физическими упражнениями или спортом будут способствовать выработке потребности организма в систематической и целенаправленной двигательной деятельности в течение всей жизни, что послужит средством оздоровления и закаливания ребенка.

Большое внимание в Программе уделено положительной эмоциональной окрашенности физической деятельности. С этой целью предлагается достаточно широкий спектр работы, прежде всего самые разнообразные как по форме, так и по содержанию занятия. Особенно широко используются сюжетные игры и подражательные движения. Предусмотрено использование физкультурных снарядов и оборудования, часто в нетрадиционном аспекте.

Отдельное место в Программе занимают праздники, турниры, соревнования.

Главной целью Программы является совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях.

Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость; познакомить с максимальным количеством видов спорта, помочь найти для себя тот из них, который в наибольшей степени соответствует его темпераменту и физическим способностям.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1.  На основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка.

2. Выявить физиологическую и психологическую предрасположенность каждого дошкольника к тому или иному виду :порта.

3. Сформировать у ребенка устойчивые навыки самоанализа результатов постановки последующей цели и достижения ее путем физической и духовной работы.

4. Через игровые формы обучения и создание развивающей среды осуществлять выполнение программ минимума и максимума.

5. Выработать устойчивые навыки владения своим телом с целью сохранения жизни и здоровья в различных нестандартных ситуациях, которые могут произойти в их жизни.

6. Сформировать у ребенка представления о здоровом образе жизни и выработать устойчивые навыки самостоятельной организации жизнедеятельности, в которой его любимый вид спорта станет неотъемлемой частью последней.

Эти задачи решаются на базе глубокого всестороннего анализа индивидуальных физических и психологических особенностей каждого ребенка с обязательным привлечением специалистов-медиков (педиатр, ортопед и др.) психолога, родителей.

При  реализации данной программы  тренеры-преподаватели имеют возможность самостоятельного выбора содержания практической части учебно-тренировочных занятий, рекомендуемых в разделе 3 настоящей программы. Принимая во внимание необходимость серьезной индивидуальной работы с детьми, распределение учебного материала по возрастам следует считать условным.

 Учебно-тематический план.

Примерный годовой график расчёта учебных часов на 1 году обучения.

Содержание занятий

сент

окт

нояб

дек

янв

фев

март

апр

май

Всего часов

Теоретические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Профилактика вредных привычек

0,5

 

 

 

 

0,5

 

 

 

1

  1. Чистота – залог здоровья.

 

0,5

 

 

 

 

0,5

 

 

1

  1. Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке

 

 

0,5

 

 

 

 

0,5

 

1

  1. Значение физических упражнений для здоровья человека

 

 

 

0,5

 

 

 

 

0,5

1

  1. Значение утренней гимнастики и закаливание

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

0,5

Итого часов:

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4,5

Практические занятия

  1. ОФП

22,5

26

24

24

24

23,5

25,5

25,5

21,5

 

216,5

  1. Контрольное тестирование и спортивные праздники

2

 

1

2

 

2

 

 

3

10

  1. Медицинское обследование

1

 

 

 

1

 

 

 

1

3

Всего часов:

26

26,5

25,5

26,5

25,5

26

26

26

26

234

 

Закаливающие мероприятия

сент

окт

нояб

дек

янв

фев

март

апр

май

Всего часов

1.Общее обтирание (кол-во процедур)

20

12

12

12

12

10

12

12

12

114

2.Обливание ног (кол-во процедур)

 

25

1

 

 

 

 

 

 

26

3.Полное обливание (кол-во процедур)

 

 

29

31

31

28

31

30

31

211

Примерный годовой график распределения учебных часов на 2 году обучения.

 

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

всего

Теоретические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

1.Профилактика вредных привычек

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2. Чистота – залог здоровья.

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

3.Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

4.Значение физических упражнений для здоровья человека

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

5. Значение утренней гимнастики и закаливание

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

224

1.ОРУ и гимнастические упражнения

2

8

11

9

7

9

6

7

2

61

2.Легкая атлетика

12

6

 

 

 

 

 

12

16

46

3.Спортивные и подвижные игры

4

8

10

12

11

12

16

 

 

73

4.Дыхательная гимнастика

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

5. Самомассаж

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

6. Медицинское обследование

2

 

 

 

2

 

 

2

2

8

итого часов

26

27

26

26

25

26

27

26

25

234

 

Закаливающие мероприятия

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

всего

1.Общее обтирание (кол-во процедур)

20

12

12

12

12

10

12

12

12

114

2.Обливание ног (кол-во процедур)

 

25

1

 

 

 

 

 

 

26

3.Полное обливание (кол-во процедур)

 

 

29

31

31

28

31

30

31

211

  1. 3.     Содержание курса.

Обследование детей

Цель: помочь каждому ребенку найти себя в движениях через познание собственных возможностей и способностей. Реализуется посредством развития двигательно-игровой потребности с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей и уровня физических качеств, в результате чего осуществляются самооздоровление и закаливание детского организма

Диагностика

  1.  Состояния здоровья
  • Педиатр обследует состояние здоровья каждого ребенка и дает рекомендации тренеру-преподавателю по физвоспитанию и воспитателю по осуществлению индивидуального подхода к детям в двигательно-игровой деятельности и физических нагрузках в зависимости от состояния здоровья каждого.
  • Ортопед обследует состояние опорно-двигательного аппарата и дает ему рекомендации по коррекции в отношении каждого ребенка. Затем проводит консультации с воспитателями и родителями.
  1. Двигательных навыков
  • Тренер-преподаватель и воспитатель исследуют двигательные навыки и определяют уровень развития физических качеств (чувство равновесия, ловкость, мышечная сила, скорость, выносливость, прыгучесть, хороший глазомер, развитый вестибулярный аппарат, гибкость, пластичность, развитая координация движений)
  1. Психических качеств
  • Психолог-педагог путем тестирования детей и анкетирования родителей выявляет степень развития психических качеств каждого ребенка (смелость, смекалка, находчивость, ориентировка в пространстве, быстрота мышления, быстрота реакции, моторная память, наглядно-образное мышление, память, морально-волевые качества, логичность мышления и др.) и дает соответствующие рекомендации по индивидуальному подходу в процессе физического воспитания.                                            Формирование знаний, умений, навыков

РАЗДЕЛ

УПРАЖНЕНИЯ

1)    ОРУ, гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Лёгкая атлетика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Спортивные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Дыхательная гимнастика, самомассаж

 

 

 

 

5)Закаливание.

Строевые упражнения, ОРУ с предметами, ОРУ без предметов, висы, упоры, опорные прыжки, акробатические упражнения, упражнения на развитие координационных способностей (игры, эстафеты, упражнения на снарядах), упражнения на развитие силовых способностей и силовой выносливости ( лазания, подтягивания, упражнения в висах, упорах, с набивными мячами), на развитие скоростно-силовых способностей (опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча), на развитие гибкости (ОРУ с повышенной амплитудой для суставов).

 На развитие выносливости: минутный бег, бег на выносливость в медленном темпе (450 – 2 000 м),   эстафеты.

На развитие силовых способностей: прыжки, многоскоки, метания в цель и на дальность, толчки и броски набивных мешочков и  мячей весом до 1 кг.

На развитие координационных способностей: челночный бег, бег с изменением направления, скорости, способы перемещения, бег с преодолением препятствий, прыжки через препятствия, на точность приземления.

На развитие скоростных способностей: эстафеты, старты из различных положений, бег с ускорением, бег с максимальной скоростью.

 

Баскетбол: стойка, перемещения, ловля, передача мяча, броски, ведение мяча, вырывание и выбивание мяча.

Ручной мяч: стойки, перемещения, ловля, передача мяча, броски, вырывание и выбивание мяча,

Футбол: стойки, перемещения, удары по мячу, остановка мяча, ведение мяча, удары по воротам, выбивание и отбор мяча, игра вратаря, нападение, игра по упрощённым правилам.

Городки, хоккей, бадминтон, большой теннис, настольный теннис (основные элементы)

 

  • нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» дыхание
  • среднее, или «реберное» дыхание
  • верхнее, или «ключичное» дыхание
  • смешанное, или «полное дыхание йогов» дыхание
  • массаж стоп и кистей, суставов

 

 

  • Обтирание полное: начиная с рук, затем шею, грудь, живот, спину, ноги.
  • Обливание стоп.
  • Полное обливание.

Контрольно-переводные нормативы.

Контрольно-переводные нормативы носят главным образом контролирующий характер и отражают динамику развития физических качеств и движений  у детей.

Нормативы, представленные в таблице, являются ориентировочными исходными величинами. Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий

 

Физическое качество

Значимость для развития ребёнка

Средства определения физических качеств

Примерные нормативы

Возраст, год обучения

6 лет ;

 1 год обучения

7 лет;

 2 год обучения

Скорость – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок

Систематические упражнения развивают быстроту реакции и мышления, ловкость и координацию, смекалку и находчивость

Бег на 30 м с низкого старта

М   8,4 – 7,6

 

Д   8,9 – 7,7

М  8,0 – 7,4

 

Д   8,7 – 7,8

Бег челночный

(3 Х 10 м)

М   12,0-11,2

 

Д   13,2-12,2

М   11,2-9,9

 

Д 12,0-10,5

Выносливость – способность противостоять утомлению в какой – либо деятельности

Воспитывает силу воли, терпение, упорство; создает эмоциональную настройку, максимально мобилизует защитные силы организма в экстремальных ситуациях, при умственной, психической и физической нагрузке.

Бег на выносливость в медленном темпе. Дистанция в метрах

М  680-1700

 

Д    650-1200

М 900-2000

 

Д 700-1800

Бег на 300 м, с высокого старта

М   1мин 55с

 

Д    2 мин

     М   1мин 50с

 

     Д    1мин 57с

Прыгучесть — это способ координировать свои движения, владеть своим телом и сознанием в полете, начиная с разбега или толчка

Развивают чувство самостраховки, ловкость, быстроту реакции, смелость и решительность — качества, необходимые для обеспечения безопасности жизни ребенка в движении и экстремальной ситуации

Прыжки в длину с места, см

Прыжки в длину с разбега, см

 

М      85-105

Д       80-100

 

М    110-150

Д    100-140

 

      М    100-125

      Д    95 -120

 

       М  150-200

       Д   140-190

 

Показатели развития навыков владения ребенком своим телом на спортивных снарядах.

 

Снаряды

Возраст детей,  год обучения

6 лет;  1 год обучения

7 лет;    2 год обучения

Бум, гимнастическая скамейка

Ходьба прямо, боком, с перешагиванием предметов. Прыжки, бег, танцевальные и гимнастические упражнения

То же и кружение и спрыгивание разными способами в обозначенное место, вдаль и в высоту

Турник

Самостоятельное подтягивание, передвижение по перекладине и выполнение различных переворотов

Выполнение всех движений с точной техникой, спрыгивание вперед с сохранением равновесия

Гимнастическая стенка

Лазанье переменным шагом на скорость и выполнение различных упражнений, подтягивание

То же и лазанье разными способами (одноименными и разноименными), умение различать приставной и переменный шаг, перелезание на другую сторону

Веревочная лесенка

Лазание приставным и переменным шагом на скорость с выполнением упражнений

Лазанье разными способами с переходом на другую сторону и выполнением гимнастических упражнений

Рукоход

Самостоятельное спрыгивание с реек с сохранением равновесия

Передвижение вперед, выполнение поворотов кругом на 360", лазанье по верху рукохода и выполнение гимнастических упражнений

Уровни выполнения программных требований:

 Высокий уровень — перевыполнены программные нормативы самостоятельно, с хорошей техникой, с соблюдением правил;

Средний (оптимальный) уровень — выполнены программные нормативы самостоятельно, с хорошей техникой;

Низкий уровень — выполнены программные нормативы с помощью взрослого.

  1. 4.     Методическое обеспечение.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Вся система по двигательно-игровой программе реализуется в разных формах работы по физическому воспитанию.

  • Учебно-тренировочное занятие 2-3 раза в неделю. Продолжительность — 25 — 60 мин. Проводят тренер-преподаватель.
  • Индивидуально-профилактическая работа по развитию движений в спортивном зале – 2 раза в неделю. Продолжительность 30 мин. Проводит тренер-преподаватель. Эта форма работы обеспечивает каждому ребенку широкие возможности для познания и развития своих способностей.
  • Система закаливающих мероприятий — с преобладанием воздушных ванн в любое время года
  • Спортивные мероприятия — 1 раз в квартал. Помогают каждому ребенку познавать свои возможности и способности к разным видам спорта
  • Работа с родителями — для осуществления взаимодействия с семьей по физическому воспитанию. Все спортивные мероприятия спартакиады, праздники, турниры, гимнастические вечера и др. проводятся совместно с родителями при активном их участии в играх, эстафетах, соревнованиях и др.
  • Наглядная пропаганда по физическому воспитанию — ознакомление родителей с результатами обследования, рекомендации, выставки, обучение оздоровительному массажу и гимнастике для детей, открытые занятия

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

Основной принцип динамики развития двигательно-игровых навыков:

От программы-минимум к программе-максимум в соответствии с индивидуальными особенностям и природными способностями каждого ребенка независимо от его возраста.

  • Основные движения: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, ползание, лазанье
  • Упражнения на спортивных снарядах: гимнастической стенке, турнике, канате-шесте, кольцах, веревочной лесенке, шинах, школьном козле, гимнастической скамейке, буме, батутах, возвышенной и наклонной досках, рукоходе, щите для лазанья, горизонтальной и наклонной лесенках и др.
  • Зимние спортивные упражнения: катание на санках с ледяных горок и на дорожках, ходьба на лыжах скоростная, на выносливость, с элементами горнолыжного спорта и др.
  • Летние спортивные упражнения: катание на самокате, велосипеде Коррегирующие упражнения (по рекомендации педиатра, ортопеда или психолога): дыхательная гимнастика, упражнения на индивидуальных массажерах и тренажерах, упражнения на гимнастической стенке с эспандером и жгутом, подражательные движения в ползании, ходьбе, прыжках и беге, релаксация и точечный массаж
  • Акробатические упражнения, перекаты, группировки и кувырки: на развитие гибкости, подвижности суставов, пластичности и умения владеть своим телом
  • Развивающие игры с физкультурными пособиями: кеглями, мячами, шарами, скакалками, обручами, летающими тарелками, палками, битами, мешочками и др.
  • Подвижные и малоподвижные игры, хороводы без использования предметов
  • Игровые упражнения и игры с элементами спорта: волейбол, баскетбол, хоккей, футбол, бадминтон, большой теннис, городки
  • Спортивные упражнения для талантливых детей: с элементами спортивной и художественной гимнастики, спортивной акробатики

 ОБСЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Невозможно строить работу, не зная способностей ребенка, поэтому очевидно значение первоначального обследования. Проводя такое обследование, помимо цифровых показателей по основным движениям, необходимо особое внимание обратить на степень владения ребенком своим телом, а также постараться выявить его способности или хотя бы предрасположенность к какому-либо спортивному движению, виду спорта. Вся последующая работа будет строиться именно на выявленных способностях и интересах, что позволит укрепить чувство удовлетворения от движения и воспитать стойкую потребность в физических нагрузках.

При последующих контрольных обследованиях не следует пренебрегать фактором интереса и способностями, так как по мере знакомства с новыми движениями и видами спорта, при повышении уровня владения телом возможно выявление новых способностей и интересов даже к нескольким видам спорта.

Опыт показывает, что не бывает неспособных в области спорта детей, есть не нашедшие себя. Задача тренера-преподавателя состоит в том, чтобы внимательнейшим образом наблюдать за развитием двигательных навыков, суметь разглядеть способности, часто едва проявляющиеся, поддержать интерес и развивать его, выработать потребность в физической активности.

При обследовании и последующем наблюдении следует обратить особое внимание на детей с плохой координацией, неуверенных в себе, ослабленных, с приобретенными и наследственными отклонениями, а также детей с преобладающим холерическим типом нервной деятельности.

Ослабленные, болезненные, не уверенные в себе дети хорошо понимают, что у них плохо получаются движения. Они замыкаются в себе, отходят на задний план, уступая более активным и способным детям, задания выполняют без интереса, формально, не проявляют творческой активности. В конечном итоге они теряют веру в себя, интерес к занятиям. Часто они обладают незаурядными способностями, но разглядеть их в силу малой активности ребенка чрезвычайно сложно.

Дети с преобладающим холерическим типом нервной деятельности одарены от природы, но неуравновешенны и непоследовательны. Их интересы переключаются с одного увлечения на другое, порой непродолжительны и неглубоки. Основная задача тренера-преподавателя — выработать у ребенка ровное поведение, последовательность в работе, стремление к достижению конечного результата путем систематических за­нятий, волю и настойчивость в совершенствовании своих умений.

Дети с ослабленным здоровьем и различными отклонениями требуют пониженной физической нагрузки на отдельные группы мышц, поэтому необходима предварительная консультация врача-ортопеда.

Следует помнить, что перед тренером-преподавателем не стоит цель воспитать всех детей спортсменами и чемпионами. Задачи другие — научить ребенка владеть своим телом, получать от этого удовлетворение и радость, познакомить его с максимальным количеством видов спорта, помочь найти и приобщиться к тому из них, который бы наилучшим образом соответствовал его темпераменту, физическим способностям, задаткам и интересам.

Обследование ребенка направлено на получение сведений о его возможностях и умениях, которые по мере роста и развития ребенка изменяются и уточняются, что в свою очередь корректирует последующую работу с конкретным ребенком. Само по себе обследование является для тренера-преподавателя своеобразной точкой отсчета и сигналом к коррекции последующей работы.

Можно выделить несколько основных видов обследования: 1) фронтальные, которые проводятся в начале и конце года или по завершении какой-либо работы и т. д.; 2) по видам движений; 3) по видам спорта; 4) по творческим способностям; 5) по владению каким-либо снарядом или спортивным предметом (мяч, скакалки и др.)

По форме проведения можно выделить основные виды занятий с детьми: 1) плановые; 2) индивидуально-групповые (индивидуально-подгрупповые); 3) соревнования; 4) специальные (предметно-образные, сюжетные и др.), 5) досуги; 6) праздники. Следует отметить, что проведение обследования в традиционном стиле (индивидуальный просмотр выполнения какого-либо движения или задания при всей группе) наименее эффективно. Чем непосредственнее обстановка, чем выше заинтересованность детей, чем увлекательнее задание, тем больше шансов для тренера-преподавателя увидеть возможности ребенка. Даже простое наблюдение за ребенком на прогулке может дать больше информации, чем хорошо организованный просмотр.

Результаты обследования желательно оформлять в виде таблицы. Такой вид регистрации помогает всесторонне анализировать уровень развития каждого ребенка, определять индивидуальные особенности, правильно строить индивидуальную работу, выбирать программу для каждой возрастной группы или объединять детей по подгруппам в соответствии со способностями или особенностями развития, а также дает возможность неоднократно возвращаться к начальным результатам, сравнивать и анализировать.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОДЕЖДЕ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ВОЗДУХЕ И В ПОМЕЩЕНИИ

При температуре воздуха на улице

+15° С и выше — трусики, майки, носки, спортивные тапоч­ки (если ребенок после болезни — колготки и футболка);

+10°—14° С — хлопчатобумажный трикотажный спортивный костюм, майка, трусики, носки, кеды (если ребенок после болезни, вместо майки — футболка, вместо носков — колготки);

+3°—9° С — тренировочный костюм с начесом, майка, трусики, носки, кеды и по необходимости легкая спортивная шапочка (если ребенок после болезни, вместо майки и носков — футболка и колготки);

+2°-- 1° С •*- добавляются футболка с длинными рукавом и

колготки (вместо кедов или кроссовок — обычная обувь и легкая спортивная куртка);

-2°—5° С — легкая спортивная куртка, тренировочный костюм с начесом, футболка, майка, трусики, колготки, носки х/б и шерстяные утепленные сапожки или полуботинки, спортивная шапочка на хлопчатобумажной основе с завязками под шеей, облегающая овал лица не ниже середины лба, варежки (если ребенок после болезни, добавляются фланелевая рубашка и легкий шарфик под шеей);

-6°—11° С — утепленная спортивная куртка, легкие рейтузы и запасные варежки, остальное то же (обычная одежда);

-12°—20° С — добавляются фланелевая рубашка, утепленные рейтузы, спортивная шапочка и мягкие утепленные сапожки по погоде (обычная одежда).

 

При температуре воздуха в помещении +16°—18° — трусики и майки, босиком (колготки и футболка или футболка, шорты и носки).

 

Обращение к родителям. Уважаемые родители! Обратите внимание, удобна ли одежда ребенка, когда он находится в движении, особенно при наклонах и приседаниях. Не забудьте дать ребенку носовой платок и проверьте, не открываются ли у него уши при повороте головы, не сдвигается ли на глаза шапка.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА РЕБЕНКА ПОСЛЕ БОЛЕЗНИ

На спортивных занятиях ребенку дается заниженная физическая нагрузка, с частым отдыхом и уменьшенной дозировкой. Это означает, что он включается в движения только спокойного характера, или подвижную деятельность заменяют спокойной:

—бег, прыжки и кувырки заменяют ходьбой, укороченным бегом в замедленном темпе и т. д.;

—силовые упражнения с большим напряжением мышц и эмоций заменяют на спокойные или совсем опускают;

—игры большой подвижности заменяют спокойными или находят для ребенка роль в игре спокойного характера;

Степень снижения физической нагрузки зависит от вида и характера протекания заболевания, а также индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

За снижением физической нагрузки следят воспитатель и тренер-преподаватель. Поэтому родители с воспитателем и по необходимости с тренером-преподавателем должны договориться, как помочь ребен­ку адаптироваться к двигательной деятельности в зависимости от перенесенного заболевания.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ У ДЕТЕЙ СТЕПЕНЬ УСТАЛОСТИ ВО ВРЕМЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Степень усталости ребенка можно определять по внешним признакам: цвету лица (покраснение, побледнение, посинение); мимике; потливости лица, лба; дыханию (дышит ртом, одышка); работе сердца (усиленное сердцебиение); поведению (снижение внимания и интереса, рассеянность, недисциплинированность, отсутствие усидчивости, излишняя подвижность, чрезмерная активность); ухудшению качества выполняемых движений (потеря ритмичности, снижение скорости, вялость); ухудшению осанки.

При небольшой усталости наблюдаются легкое покраснение лица, спокойное выражение, потливость незначительная; дыхание несколько учащено, но остается ровным; физические упражнения, задания выполняются правильно и быстро, общее самочувствие хорошее.

При средней усталости наблюдаются значительное покраснение лица, напряженное выражение; явная потливость; дыхание резко учащенное; выполнение физических упражнений неуверенное, появляются добавочные движения; могут быть жалобы на усталостью

При выраженной усталости — для всех детей требуется вводить изменения в содержание и методику занятий физическими упражнениями. Если признаки усталости появляются у отдельных детей, нужно снизить для них дозировку упражнений, предоставить кратковременный отдых.

 СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ ВНЕ ЗАНЯТИЙ

Совместная работа тренера-преподавателя и воспитателя вне занятий с подгруппой или отдельно с каждым ребенком помогает детям развивать чувство самостраховки и одновременно овладевать техникой выполнения движений, что способствует закреплению умения владеть своим телом. А все это в целом помогает решать задачу обеспечения безопасности жизни детей в движении.

Совместная работа тренера-преподавателя и воспитателя направлена на то, чтобы познакомить детей с движениями, освоение которых требует длительного времени, а также со способами индивидуальной страховки. После отработки этих движений с каждым ребенком или с небольшой подгруппой их можно включать в физкультурное занятие. К подобным движениям относятся следующие:

♦    акробатические группировки, перекаты, кувырки;

♦    упражнения на спортивных снарядах;

♦    упражнения с элементами спортивной и художественной гимнастики и акробатики.

Свобода в выборе движений, снарядов, атрибутики развивает фантазию и творчество как у детей, так и у взрослых. Это рождает новые элементы движений, из которых впоследствии выстраиваются оригинальные композиции.

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ Варианты

1.Тренер-преподаватель занимается с ослабленными детьми; воспитатель — с остальными, и наоборот.

2.Тренер-преподаватель занимается с отстающими в сфере физической подготовленности детьми.

Воспитатель занимается с остальными детьми, и наоборот.

3.  Тренер-преподаватель занимается с кем-либо из детей индивидуально. Воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.

4. Тренер-преподаватель работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям. Воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой на спортивных снарядах.

5. Тренер-преподаватель занимается с талантливыми детьми. Воспитатель занимается с остальными детьми.

6. Тренер-преподаватель и воспитатель занимаются со всей группой, когда движения освоены всеми и дети показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые комбинации.

Эти различные варианты можно использовать в зависимости от ситуации. Например, в группе много ослабленных детей; значит, им следует уделять больше внимания. Или: если есть много детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, надо систематически вводить коррегирующие упражнения. Или: многие дети опережают программу своего возраста; значит, с ними целесообразно работать по программе-максимум, развивая самостоятельную творческую двигательную деятельность.

Примерное распределение работы по физическому развитию и оздоровлению детей на год

Месяц

Мероприятие

Медицинский контроль (на базе ДОУ)

Действия тренера-преподавателя

Действия родителей

Методическое руководство

Сентябрь 

Октябрь

Диагностика по определению группы здоровья на основе выявления патологии

Врач-педиатр и медсестра проводят обследование детей и определяют группу здоровья, оформляют лист здоровья для тренера-преподавателя, где фиксируются патология и рекомендации врача. Врач и медсестра проводят консультации с тренером-преподавателем по результатам обследования.

Знакомятся с результатами обследования с помощью листов здоровья и консультации с врачом и медсестрой. С целью оздоровления и закаливания детей совместно с медицинскими работниками определяют степень физической нагрузки на физкультурных занятиях, для группы в целом и для каждого ребенка в соответствии с состоянием его здоровья на данный период, с постепенным и последовательным ее увеличением.  Особое внимание уделяется детям из групп риска

 

Собеседование с медсестрой при поступлении ребенка в группу и после длительного отсутствия или болезни о состоянии его здоровья. С тренером-преподавателем периодически обсуждаются степень физической нагрузки в процессе двигательной деятельности в соответствии с состоянием здоровья ребенка

На педсовете в начале года тренер-преподаватель представляет результаты обследования по видам патологии по каждой группе. Выделяются группы риска, намечается план работы по оздоровлению и закаливанию детей физкультурных занятиях с учетом

индивидуального подхода

 

Сентябрь 

Октябрь

Диагностика состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА)

Врач-ортопед с медсестрой и с тренером-преподавателем проводят обследование ребенка. Ортопед при индивидуальном обследовании сразу дает рекомендации. После обследования всех групп проводит консультацию для тренера-преподавателя и воспитателя по коррекции ОДА с помощью коррегирующих упражнений и фиксирования осанки. Если нет ортопеда, все выполняет медсестра на основе медицинских карт

Активно участвует в обследовании каждого ребенка, фиксирует результаты, а также все рекомендации ортопеда. После обследования всех групп фиксирует виды отклонений в развитии ОДА по каждой группе и по детскому саду в целом, чтобы в конце года определить динамику улучшения с помощью физкультурно-оздоровительной работы и специальных коррегирующих упражнений с учетом индивидуального подхода к детям

По возможности присутствуют при обследовании или приходят на собеседование к ортопеду по приглашению. Знакомятся с результатами обследования с помощью диагностических карт воспитателей, медсестры или тренера-преподавателя. Выполняют рекомендации ортопеда в домашних условиях

медсестра или врач-ортопед представляет все имеющиеся у детей виды нарушений ОДА. Особенно выделяет детей из групп риска. Намечается план работы по коррекции ОДА с помощью создания необходимых условий и организации физкультурно-оздоровительной работы

Сентябрь 

Октябрь

Обследование двигательной деятельности и выявление физических качеств

Врач-педиатр и медсестра осуществляют медицинский контроль и сравнивают его результаты. Особое внимание уделяют состоянию здоровья детей из групп риска. Участие в обсуждении двигательной программы для каждой возрастной группы на основе обследования

 

Совместно с воспитателем проводит обследование. По его результатам определяет степень развития физических качеств. Фиксирует уровень выполнения детьми каждого вида движения, чтобы определить степень физической подготовленности каждой группы и каждого ребенка. На основе данных намечает план работы по двигательной программе с учетом медицинского и психологического обследования


 

Знакомятся с результатами обследования. По желанию принимают в нем участие и оказывают помощь

На педсовете тренер-преподаватель представляет отчет по определению физической подготовленности детей на основе об следования каждой возрастной группы и план развития двигательной программы с учетом результатов обследования, рекомендаций врача и психолога. Для определения порядка работы по выполнению программы тренер-преподаватель передает психологу или методисту данные по определению физических качеств детей

Октябрь

Психологическая диагностика

 

Психолог анализирует выполнение программы двигательной деятельности с выявлением физических качеств, устанавливает взаимосвязь между физическим и интеллектуальным развитием детей. Выявляет детей из групп риска

 

Совместно с воспитателем активно участвует в выполнении общей программы детьми всех возрастных групп. Определяет влияние уровня физической подготовленности на интеллектуальное развитие ребенка, устанавливает воспитательные мероприятия по поднятию  уровня интеллектуального развития

 

 

Совместно с тренером-преподавателем активно участвует в выполнении общей программы детьми всех возрастных групп. Определяет уровень развития игровой деятельности и ее значение для всестороннего развития личности ребенка

На педсовете психолог представляет анализ выполнения программы детьми всех возрастных групп. Корректирует работу воспитателей, консультирует, помогает, направляет работу

 

Октябрь

Круглый стол

После всестороннего обследования детей всех возрастных групп выявляются дети из групп риска, которым необходима всесторонняя помощь в улучшении состояния здоровья, коррекции опорно-двигательного аппарата, физическому развитию и физической подготовленности, умственном и психологическом восприятии учебного материала и др. Для решения вопроса всесторонней помощи таким детям собирается «круглый стол». Участвуют медики и воспитатели, психолог, методическое руководство детского сада, при необходимости приглашаются родители. Намечается план работы по систематической помощи детям из групп риска, в который входят все звенья дошкольного учреждения и семья

В течение года систематически

Физкультурные занятия на воздухе и в помещении

Врач-педиатр и медсестра осуществляют медицинский контроль и руководство; консультации, регулирование физической нагрузки, определение одежды, обуви для спортивных занятий, обеспечение проветривания и чистоты спортзала, спортплощадки; обеспечение безопасности жизни детей и предупреждение травматизма, обеспечение индивидуального подхода


 

проводит физкультурные занятия на воздухе и в помещении. Руководит занятием. Определяет физическую нагрузку для всей группы с учетом состояния здоровья и физической подготовленности детей, осуществляет индивидуальный подход. Организует смену частей занятий и д.р.

Ставят в известность воспитателя о состоянии здоровья ребенка на данный период. Предупреждают о снижении физической нагрузки или о необходимости использования утепленной спортивной формы, постепенного увеличения нагрузки, облегчения одежды и обуви. По желанию присутствуют на занятиях и помогают

Медико-педагогический контроль физкультурных занятий, анализ и руководство ими с последующим разбором на педсовете, консультации, регулирование методики проведения занятий с использованием разнообразных творческих приемов и учета индивидуальных особенностей детей 

В течение года систематически

Закаливающие мероприятия

В условиях дошкольного учреждения при всестороннем обследовании детей определение мер воздействия закаливающих процедур с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Консультации, медицинский контроль за системой закаливающих мероприятий с целью повышения сопротивляемости детского организма к простудным и инфекционным заболеваниям

С целью повышения сопротивляемости детского организма к простудным и инфекционным заболеваниям постепенно увеличивает время проведения занятий на воздухе в разное время года, в облегченной спортивной форме с учетом индивидуальных особенностей детей. Для детей, перенесших болезнь, постепенно увеличивает физическую нагрузку. В спортзале занятия проводятся при открытой фрамуге и в облегченной форме круглый год: майка, трусики; босиком.

Знакомятся с системой закаливающих мероприятий в условиях дошкольного учреждения; вносят предложения по улучшению их организации. Помогают воспитателю в осуществлении закаливания детей или только своего ребенка (если это необходимо). Знакомятся с методическими рекомендациями по одежде и обуви детей при различной температуре воздуха в разное время года. Консультируются по вопросам закаливания ребенка в домашних условиях

Медицинское руководство за системой закаливающих мероприятий с учетом индивидуальных особенностей детей. На педсовете воспитатели делятся опытом по вопросу закаливающих мероприятий, показывают результаты оздоровления и закаливания, посещаемость детей

В течении года систематически

Творческое совершенствование работы с детьми по физическому воспитанию

 

Влияние фитобара на оздоровление детского организма» «Новый метод в оздоровлении детей» и т.п.

 

«Ребенок после болезни.

Что легче и эффективнее в процесс оздоровления: подобрать для него специальные упражнения с минимальной нагрузкой или просто освободить от физкультуры

«Моя система закаливания» «Спорткомплекс дома и в чем его эффективность» «Одежда моего ребенка — залог здоровья» и

Все звенья дошкольного учреждения и семья делятся между собой творческим опытом на открытых показах своей деятельности, на Дне открытых дверей, педагоги и родители рассказывают о своем опыте работы на родительских собраниях и т.п.

Планирование, организация, контроль деятельности по обмену опытом

 

Октябрь

Осенняя спартакиада «Играйте вместе»

Контроль за физической нагрузкой и одеждой детей в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями. Оказание помощи в организации игровой деятельности детей

Составляет план двигательной деятельности и сценарий. Определяет время для каждого этапа. На спартакиаде является ведущим организатором, находится там, где нужна страховка и помощь. Подбирает самые интересные игры и развлечения для детей своей группы и их родителей. Определяет способы организации игровой деятельности между детьми и родителями. Заранее предупреждает родителей о проведении спартакиады и их участии в ней вместе с детьми

 

Активно участвуют вместе с ребенком во всех игровых действиях. Приходят на спартакиаду в спортивной форме. При ее подготовке вносят предложения

Планирование спартакиады, помощь в ее подготовке воспитателям и тренеру-преподавателю. Помощь в проведении и организации игровой деятельности детей. На педсовете анализируется творческий аспект и методика проведения игровой деятельности детей и родителей

Ноябрь

Практический семинар по методике оздоровительной профилактической гимнастики

Участие в проведении семинара

Проводит семинар

Родители детей групп риска посещают практические занятия, чтобы помогать дома

Организация и руководство семинаром

 

формы использования ярко выраженных талантов в спорте

 

Определение динамики и физической подготовленности по состоянию здоровья

Систематически выявляют способности детей в разнообразных видах спорта. Организуют выступления детей с ярко выраженными спортивными талантами и творческими задатками на различных праздниках. Направляют их в спортшколы

 

Помогают своим детям в развитии спортивных способностей

 

Анализ динамики развития творческих и спортивных способностей и их взаимосвязи с интеллектуальным развитием

 

 

«Весёлые старты»

Определение степени развития физических и психологических качеств в зависимости от состояния здоровья и уровня развития ОДА. Контроль за физической нагрузкой с учетом индивидуального подхода

Определение двигательной деятельности с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности всех детей группы и каждого ребенка индивидуально.

Составляет сценарий по определенной тематике. На стартах является ведущим организатором или активно помогает воспитателям, осуществляет страховку

На основе плана распределяет детей и родителей на команды. Является организатором детей и родителей. Предупреждает родителей о проведении «Веселых стартов»

 

Участвуют вместе со своим ребенком. При подготовке вносят предложения. Приходят в спортивной форме и обуви

.Планирование, помощь в подготовке и организации. В процессе соревнований выявление у детей умения использовать приобретенные двигательные навыки в любой экстремальной ситуации, проявлять смекалку, находчивость, быстроту мышления и реакции, моторную память и ориентировку в пространстве

 

Февраль

Зимняя спартакиада

То же, что и в «Веселых стартах». Контроль за спортивной формой и обувью детей с учетом погоды

Заранее определяет место проведения, чтобы объединить все виды зимнего спорта. Составляет план двигательной деятельности и сценарий. Руководит тем объектом, на котором детям необходима помощь. Подбирает самые интересные и развлекательные игровые упражнения по зимним видам спорта. Является организатором детей и родителей

Активно участвуют во всех игровых действиях. Оказывают помощь в подготовке, организации и охране детей, если спартакиада проводится в лесу

Планирование; помощь в подготовке и организации. Определение динамики развития двигательных навыков детей во всех видах зимнего спорта по каждой возрастной группе с учетом индивидуальных особенностей и способностей

2-я половина апреля

Гимнастический вечер

Ортопед определяет динамику развития и меры укрепления мышечного тонуса, его влияния на умение сохранять правильную осанку в течение длительного времени при любой физической нагрузке у детей разного возраста. Педиатр определяет уровень зависимости между физической подготовленностью и состоянием здоровья. Учет индивидуального подхода при физической нагрузке

С учетом детских интересов, способностей, физической подготовленности и самостоятельной творческой двигательной деятельности составляет план и сценарий двигательной программы. Помогает каждому ребенку найти свое место в творческой двигательной деятельности с учетом его физической подготовленности и индивидуальных особенностей. Всю подготовку ведет совместно с воспитателями и родителями

По рекомендации тренера-преподавателя или воспитателя помогают своим детям в выявлении интересов и способностей в области спортивной гимнастики и акробатики. Помогают детям понять значимость развития данных физических качеств для коррекции осанки и здоровья. Помогают в организации и подготовке праздника

Представление сценария праздника на педсовете для анализа и корректировки. После праздника анализ степени проявления детьми элементов творчества в разной двигательной деятельности, ярко выраженных талантов, а также эмоционального состояния детей на протяжении всего праздника

Конец апреля

Обследование двигательной деятельности и выявление физических качеств

По результатам обследования анализ зависимости состояния здоровья от развития у детей физических качеств (Сравнительный анализ результатов на периоды начала и конца года)

Вместе с воспитателем проводит обследование двигательной деятель­ности детей. Осуществляет сравнительный анализ результатов на периоды начала и конца года по всем видам движений. Полученные результаты передаются психологу и старшему педагогу. По результатам обследования выявляют способности и интересы каждого ребенка в разных видах спорта с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и состояния здоровья

Знакомятся с результатами обследования, сравнивают их, определяют динамику развития ребенка в области физической подготовленности. Консультируются с воспитателем или тренером-преподавателем по поводу развития физических качеств и улучшения результативности

Тренер-преподаватель на педсовете представляет план по выполнению детьми двигательной программы. Показывает динамику развития каждого вида движений по группам и индивидуально на периоды начала и конца года

 

Диагностика

динамики

изменения

состояния

здоровья

Так же, как и в начале года. После обследования определение динамики изменения состояния здоровья в конце года по сравнению с началом. Определение степени влияния физкультурно-оздоровительной работы в течение года на состояние здоровья детей

Знакомятся с результатами обследования, учитывают     все плюсы и минусы физкультурно-оздоровительной работы по улучшению здоровья детей и вносят изменения в планирование на следующий год

Родители детей из групп риска проходят собеседование у врача по оздоровлению и закаливанию ребенка в летний период

На педсовете врач или медсестра представляют диагностическую карту динамики состояния здоровья каждого ребенка, группы и сравнительный межгрупповой анализ на периоды начала и конца года. Проводят анализ и намечают план оздоровления детей на будущий год. Особенно выделяют детей из групп риска

Май

Диагностика ОДА

Так же, как и в начале года. Определение динамики развития и изменений ОДА под влиянием конкретной физкультурно-оздоровительной работы

Так же, как и в начале года. По динамике развития и изменений ОДА анализирует свою работу по коррекции осанки и всего ОДА.Так же, как и в начале года. Определяет динамику изменений ОДА на периоды начала и конца года с целью выявления эффективности работы по коррекции ОДА

 

Родители детей групп риска присутствуют при обследовании ОДА, консультируются, получают рекомендации ортопеда по коррекции ОДА в летний период

 

На педсовете тренер-преподаватель представляет диагностическую карту динамика изменений ОДА на периоды начала и конца года. Анализирует влияние физкультурно-оздоровительной работы в течение года на коррекцию ОДА. По результатам обследования намечает план улучшения коррекционной работы на будущий год

Май

Летняя спартакиада

Определение степени развития выносливости при разнообразной физической нагрузке по изменению состояния здоровья и ОДА

 

По результатам обследования составляет план двигательной программы. Включает в него элементы соревнований и эстафет по основным видам движений, игры и игровые упражнения с элементами спорта

 

Принимают активное участие в организации и подготовке спартакиады. Участвуют вместе с детьми в соревнованиях и играх. Внимательно следят за интересами и спортивными способностями ребенка. После праздника родители выпускников консультируются с тренером-преподавателем и воспитателем по вопросам развития спортивных способностей ребенка

 

На педсовете тренер-преподаватель представляет план и сценарий для анализа и корректировки содержания спартакиады. После праздника проводится анализ динамики развития двигательных навыков у детей всех возрастных групп и умения использовать эти навыки в экстремальных ситуациях, проявлять смекалку, находчивость и другие качества

 

Конец мая

Психологическая диагностика выполнения программы

Психолог анализирует динамику развития двигательной программы и развития физических качеств, взаимозависимость между физическим и интеллектуальным развитием, а также проявлением личностных качеств, способствующих развитию интересов на периоды начала и конца года. Определяет динамику изменений у детей из групп риска по всей двигательной программе

 

Так же, как и в начале года. С целью определения динамики изменения влияния физкультурно-оздоровительной работы и игровой деятельности на интеллектуальное развитие детей

 

Так же, как и в начале года. С целью определения динамики изменения у ребенка психологического состояния. Консультируются по вопросам коррекции психологического состояния ребенка и подготовки его к школе

На педсовете психолог представляет диагностическую карту с указанием динамики изменений в выполнении детьми всей программы. Намечается план улучшения воспитательно-образовательной работы психологического состояния. Особое внимание уделяется детям из групп риска

Конец мая начало июня

Круглый стол

После всестороннего обследования детей и всех спортивных мероприятии для всего педагоги­ческого и медицинского персонала устраивается «круглый стол», чтобы проанализировать дина­мику изменений у детей из групп риска состояние здоровья, ОДА, физической подготовленности, психологического состояния и интеллектуального развития. На основе анализа намечается план развития наследующий год. При необходимости приглашаются родители некоторых детей








 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ЗАЛА

 

Наименование

Размер,см

Количество на 30 детей

1

Стенка гимнастическая

250 х 300; 70 х 80

4-8

2

Скамейка гимнастическая

300x200; 270x10; высота — 30

3-4

3

Доска ребристая: сечение планки расстояние межу планками

200 х 20 2,5x2,5 7-8

2

4

Лесенка гимнастическая приставная:

перекладина

расстояние между перекладинами

200 х 40; 250 х 40

2,5x3

22—25

2-3

5

Доска гимнастическая

250х20;250х15 200x20; 200x25

2-3

6

Веревочная лестница: перекладина

250 х 300 х 50; 3; расст. 22

4-5

7

Канат

250x300; диаметр 3—3,5

5-6

8

Шест

250 х 300; диаметр 3,5—4

1

9

Стойки переносные Веревка с грузом

высота 120;

длина 300. Вес 100 г

1

10

Мостик-качалка

200 х 40, высота 35, радиус 5—6

1

Наименование

Размер, см

Количество на 30 детей

11

Мат гимнастический

150x10x90

10

12

Щиты-мишени навесные Вписываются в круг

50—60 х 50—60

40-50,

в центре — 10

3-4

13

Щит навесной с баскетбольным кольцом

50-60

4

14

Дуги для подлезания

50x50 50x30

4

15

Дорожка резиновая

600 х 40 х 50

1

16

Кубы деревянные

30 х 30; 20x20

66 10

17

Палки гимнастические

75—80,

сечение 2,5—3 200—250, сечение 2,5—3

30 8—10

18

Косички

55—65

30

19

Палочки короткие

35,сечение 2

60

20

Обручи

диаметр 55—65

30

21

Обручи плоские внутри Д = 40

ширина 5

30

22

Обручи большие

100-120

8

23

Кольцо пластмассовое (серсо)

10—15

30

24

Кольцо резиновое по наружному краю

17—20

30

25

Мешочки набивные

вес 150 г, 6 х 7; вес 200 г; 6 х 9; вес 400 г; 12 х 16

30

26

Мячи резиновые

д 20-25 д 12-14 дб-8

30

27

Мячи набивные (медбол)

вес 1 кг и 2 кг

30 и 10

28

Мячи большие, надувные

 

30

29

Скакалка: длинная короткая для воспитателя

300

120—150

180

2—6

30

2

30

Шнур длинный

150—200

2

31

Веревка

длина 100—150; диаметр 1,5—3

2

32

Ленточки: длинные

115—120; ширина 3 50—60; ширина 3

30 60

33

Гантели

200—500 г

60

.44

Булавы или кегли (устойчивые)

большие и малые

30

35

Флажки цветные

20 х 10—15; длина 25—30; диаметр 1

60

36

Кубики полиэтиленовые

5x5; 3x3

60

37

Платочки

20x20

30

38

Погремушки

 

60

39

Мерная планка для измерения ре­зультатов прыжков в длину и высоту

 

1

Секундомер — 2; шагомер — 6; рулетка — 1

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Динамика развития некоторых двигательных навыков детей 6-7 лет

Ходьба

Бег

Равновесие

 Хорошая осанка. Свободное движение рук от плеча со сгибом в локтях. Шаг энергичный, ритмичный, стабильный. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стопы. Активное сгибание и разгибание ног в коленях. Умение соблюдать различные направления, менять их

 

Небольшой наклон туловища, голова поднята. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед-внутрь. Быстрый вынос бедра маховой ногой под углом 60—70°. Опускание толчковой ноги с носка, с выраженным распрямлением суставов: прямолинейность, ритмичность бега. В медленном беге туловище почти вертикально, сгибание ног небольшое, шаг короткий, кисти рук расслаблены

Выпрямленные туловище и голова, взгляд устремлен вперед. Состояние мышечной и нервной систем стабилизировано. Движения ног свободные. Шаг переменный, мягкий, уверенный, перекатом с носка на всю ступню. Сознание контролирует движение туловища, ребенок хорошо ощущает собственные движения и обеспечивает самостраховку. Постановка ноги с пятки

Примечание.

1 -е обследование — в начале года (сентябрь — октябрь) или в начале зимы.

2-е обследование — в конце года или в конце зимы (апрель — май). Зимние месяцы зависят от выпадения и таяния снега.

Обследования проводят вне занятий, на занятиях, на прогулке, на соревнованиях и т. п. в игровой форме с предварительной психологической подготовкой детей на положительно-эмоциональный настой, если это соревнования по бегу, прыжкам, метанию, в которых дошкольники могут волноваться.

 Динамика развития координации и техники движений

Прыжки с места

С высоты

В высоту

В длину

И. п.— полуприсед, руки отведены назад, ноги расставлены параллельно, туловище наклонено вперед, голова поднята.

Толчок с сильным отталкиванием вверх, распрямлением ног и резким взмахом руками вперед-вверх. В полете полностью выпрямляется, слегка прогибая туловище.

Приземление на полусогнутые ноги, с переходом с носка на всю ступню, руки впереди

И. п. — полуприсед, руки отведены назад, ноги расставлены параллельно, туловище наклонено вперед, голова поднята.

Толчок сильный вверх, слегка распрямляя ноги, резко подтягивает их к груди, сгибая в коленях, руки вверх. В полете группируется, подтягиваясь вверх всем туловищем.

Приземление на полусогнутые ноги, с переходом с носка на всю ступню, руки впереди

И. п. — полуприсед, руки отведены назад, ноги расставлены параллельно, туловище наклонено вперед, головапрямо.

Толчок сильный вверх, слегка распрямляя ноги, резко подтягивает их к груди, сгибая в коленях, руки вверх. В полете резко всем туловищем подтягивается вперед-вверх, ноги и руки — резко вперед.

Приземление на полусогнутые ноги, с выведением ног с пятки на носок

Прыжки с разбега

Наклонно с высоты

В высоту

В длину

Разбег ускоренный на наклонную с опорой на носки, туловище слегка наклонено вперед, энергичная работа рук, полусогнутых в локтях. Отталкивание в высшей точке наклонной доски выпрямлением толчковой ноги с резким выносом вперед-вверх маховой, наклон туловища вперед-вверх, сильный взмах руками вверх. В полете полностью выпрямляется и слегка прогибается назад всем туловищем, вытягивая носки ног, руки вверх. Приземление одновременное на обе ноги, переходя с носка на всю ступню; туловище переходит в положение наклона вперед при касании носками ног основы, руки сгибаются до уровня плеч и вытягиваются вперед перед грудью. После приземления выпрямиться и поднять руки вверх, в знак законченного прыжка

Разбег особенно ускоренный на последних шагах, энергичная работа рук, полусогнутых в локтях.

Отталкивание выпрямлением толчковой ноги с резким выносом вперед-вверх маховой, наклон туловища вперед, сильный мах руками вверх. В полете подтягивает толчковую ногу к маховой, группировка, руки вперед-вверх.

Приземление одновременное на обе ноги, переходя с носка на всю ступню; туловище наклонено вперед, руки свободно движутся вперед, сохранение равновесия при приземлении, шаг вперед-в сторону

Разбег ускоренный на носках, туловище слегка наклонено вперед, энергичная работа полусогнутых в локтях рук, корпус выпрямляется.

Отталкивание почти прямой толчковой ногой, которая ставится на всю ступню; маховая нога выноситься вперед-вверх, положение туловища прямое, руки вперед-вверх.

В полете маховая нога поднимается вперед-вверх, к ней подтягивается толчковая; туловище почти прямое, одна нога идет вверх, другая слегка в сторону, наклон туловища вперед, группировка, ноги прямые, тянутся вперед, руки вниз-назад. Приземление одновременное на обе ноги, переход с пятки на всю ступню, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, руки свободно движутся вперед

 

Метания

Вдаль

В вертикальную цель

В горизонтальную цель

И. п. — стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч (левая впереди, правая на носке), рука с предметом на уровне груди, локоть внизу. Замах с поворотом вправо, сгибанием ног и переносом на нее тяжести тела, левая нога на носке; одновременно разгибая правую руку и размашисто отводя ее вниз-назад в сторону, перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина слегка прогнута назад. Бросок — продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить, резким движением кисти бросить предмет в даль-вверх в заданном направлении. Сохраняя равновесие, сделать шаг вперед или приставить правую ногу

Прицел — стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая рука впереди, правая согнута в локте, прицеливание на уровне глаз. Замах правой рукой, слегка согнутой в локте, с движением вниз-назад-вверх и одновременным поворотом вправо; сгибая правую ногу, поворот в направлении броска.

Бросок резким движение руки от плеча вперед с переносом вес тела на левую ногу, попадание в цель с сохранением равновесия

Прицел — стоя в полоборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед, левая свободно опущена вниз.

Замах с переносом тяжести тела на правую ногу, левую — на носок с одновременным поднятием вверх правой руки.

Бросок с поворотом в сторону мишени и переносом тяжести тела на левую ногу (правая — на носке); резким движением правой рукой вниз (движением кистью) попадание в цель. Для сохранения равновесия шаг вперед или приставление правой ноги.

 

Физические качества

Двигательная деятельность

Измерение двигательных навыков

Способы организации

Скорость

Бег — на 30 м со старта (в/н)

Бег челночный 3 Х 10 м

Ходьба на лыжах — на 100 м со старта

В с

В с — мин

В с — мин

После небольшой разминки по 1 забегу парами

Выносливость

Бег — медленный; дистанция —

кто сколько пробежит

Ходьба на лыжах — медленная; дистанция —кто сколько пройдет

Бег — на 300 м со старта

Ходьба на лыжах — на 500 м со старта

Фиксирование длины дистанции в метрах и времени в минутах

 

В мин

В мин

После небольшой разминки по 1 забегу парами

Прыгучесть

Прыжки в длину с места

Прыжки в длину с разбега

Прыжки в высоту с места

Прыжки в высоту с разбега

Прыжки с высоты с места или с разбега

Прыжки через скакалку

В см и м

В см и м

В см

В см

В см

С помощью цветных символов

Даются 3 попытки, но фиксируется только один лучший результат. Количество и техника прыжков со скакалкой определяют оценку «

Меткость

Метание на дальность мешочка Метание на дальность медбола Метание в цель вертикальную Метание в цель горизонтальную Перебрасывание мяча в паре «Школа мяча»

Всм и м

Всм и м

Всм и м

Всм и м

С помощью символов

С помощью символов

Даются 3 попытки, фиксируется од­на лучшая. Дети метают набивной мешочек весом 100—200 г медбол весом 1 кг, гранаты Учитываются расстояние и техника

Сила мышечная

Подтягивание на турнике

Отжимание на полу (для мальчиков) «Уголок» на гимнастической стенке

С помощью символов

С помощью символов

С помощью символов

Учитываются длительность, количество, техника

Гибкость, растяжка, пластичность

Акробатические упражнения (без опоры и у гимнастической стенки)

С помощью символов

Учитываются техника исполнения с точки зрения гибкости, растяжки и пластичности

Ловкость

Подвижные, спортивные игры и упражнения

С помощью символов

Учитывается количество игр, в которых проявлены ловкость и знание правил, что подтверждает  наличие способностей

5. Список литературы, использованной для составления программы:

  1. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Программа ”СТАРТ”. Методические рекомендации. Конспекты занятий – М.: Владос, 2004.
  2. Буцинская П.П., ВасюковаВ.И., Лескова П.Г., Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1990
  3. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль: 1996.
  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1973.
  5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001
  6. ПензулаеваЛ.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988.
  7. Сенкевич Е.А,, Большева Т.В. Физкультура для малышей. – СПб., 1999.
  8. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2006.

© 2011 МОУ ДОД ДЮСШ № 3

Нижегородская область, Дзержинск, ул. Маяковского, д.7А

Создание сайта — «Ирбиус»