Утверждена в новой редакции на педагогическом совете МОУ ДОД «ДЮСШ № 3» Протокол № 2 от 30. 10.2008г. Директор ____________ И.В. Комлев Приказ № 44 от 01. 10.2008г. |
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(ОФП)
Дополнительная образовательная программа
в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа № 3»
Срок реализации – 3 года.
Авторы программы – коллектив тренеров-преподавателей МОУ ДОД «ДЮСШ № 3»:
Беланова М.Е.
Селезнева Н.В.
Столяров В.В.
Казюлин А.М.
Елесина С.М.
Лаврентьева Т.Н.
г. Дзержинск
2008
Содержание.
Пояснительная записка……………………………….......3 стр
Нормативная часть……………………………………………..5стр
Методическая часть……………………………………….........7стр
Образовательная деятельность в рамках настоящей программы физкультурно-спортивной направленности регулируется Законом РФ “Об образовании” [1], законом «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, законом «Об общественных организациях».
Настоящая программа реализуется в спортивно-оздоровительных группах в МОУ ДОД «ДЮСШ № 3».
Количество обучающихся в группах и количество учебных часов в неделю регламентируется нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ [2]. Набор обучающихся производится с 7-летнего возраста.
Перевод учащихся из спортивно-оздоровительных групп ОФП в группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы по видам спорта осуществляется не ранее установленного для данного вида спорта минимального возраста при условии выполнения контрольных нормативов общей физической подготовленности и оформляется приказом директора по школе.
Цель программы: нормативно-правовое и методическое обеспечение построения, содержания, организации и осуществления образовательного процесса на спортивно-оздоровительном этапе обучения в МОУ ДОД «ДЮСШ № 3».
Настоящая программа разработана на основе практических рекомендаций по составлению образовательных программ [3]. Выполнение программы обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
Программа призвана обеспечить:
– преемственность в решении задач по формированию личности обучающегося, укреплению здоровья, гармоническому развитию всех органов и систем организма;
– преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;
– комплексную систему контроля и анализ состояния подготовленности обучающихся, как на этапах подготовки, так и на этапах возрастного развития.
При реализации данной программы тренеры-преподаватели имеют возможность самостоятельного выбора содержания практической части учебно-тренировочных занятий, рекомендуемых в разделе 3 настоящей программы.
Нормативная часть
К занятиям общефизической подготовкой допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В спортивно-оздоровительных группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладению основами техники.
Основные задачи подготовки:
Наименование этапа |
Год обучения |
Минимальный возраст зачисления |
Минимальное число учащихся в группе |
Максимальное количество учебных часов в неделю |
Требования по ОФП на конец года |
СОГ |
Все |
7 |
15 |
6 |
Выполнение нормативов по ОФП |
Возраст занимающихся в СОГ – от 7 до 18 лет. Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Продолжительность одного занятия в СОГ не должна превышать 2-х часов. Основными формами учебно-тренировочной работы являются групповые занятия; участие в соревнованиях и контрольных тренировках; теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия; участие в конкурсах и смотрах.
УПРАЖНЕНИЯ |
8-11 лет |
12-14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
|||||
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д |
|
Прыжки со скакалкой 8-14 лет м-20с , д-30с 15-16 лет — 25с 17-18 лет – 30с |
34-44
|
40-50
|
40-50
|
46-56
|
44-54
|
50-60
|
54-64
|
60-70
|
60-70
|
78-88
|
Подтягивание (м) Сгибание и разгибание рук (д) |
3-8
|
16-26
|
4-9
|
22-32
|
6-11
|
12-22
|
11-16
|
24-34
|
12-17
|
30-40
|
Приседание на одной ноге |
22-32
|
16-26
|
6-12
|
4-14
|
6-16
|
4-14
|
14-24
|
12-22
|
20-30
|
14-24
|
Прыжки в длину с места
|
165-190 |
150-175 |
180-205 |
165-190 |
190-215 |
170-195 |
215-240 |
185-210 |
225-250 |
190-215 |
Прыжки из полуприседа вверх |
5-10
|
2-7
|
8-13
|
5-10
|
11-16
|
8-13
|
18-23
|
17-22
|
28-33
|
26-31
|
Методическое обеспечение
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течении всего календарного года. Учебный год начинается с 1 сентября и для СОГ заканчивается обычно 31 мая. Годовой объем работы определяется из расчета недельного режима работы.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и матчевых встречах.
Расписание занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и учебных заведениях.
|
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
|
Количество занятий в неделю |
3-6 |
3-6 |
3-6 |
|
|
Кол-во часов |
|||
Количество часов в неделю |
6 |
6 |
6 |
|
Раздел подготовки |
Общая физическая подготовка |
218 |
218 |
218 |
Участие в контрольных тренировках и соревнованиях |
6 |
6 |
6 |
|
Теоретическая подготовка |
8 |
8 |
8 |
|
Медицинское обследование |
2 |
2 |
2 |
|
Общее количество часов |
234 |
234 |
234 |
Основная направленность |
Упражнения |
|
- Развитие гибкости: ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Эстафеты с элементами гимнастики: скамейки, набивные мячи, обручи, скакалки. - Общеразвивающие упражнения.
- Развитие скоростных способностей: эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением; с максимальной скоростью на расстояние до 60 м; бег с изменением направления, темпа, ритма; из различных исходных положений. - Развитие скоростно-силовых способностей: разнообразные прыжки, многоскоки; упражнения с отягощением в повышенном темпе. - Развитие ловкости: лазание по канату, шесту, гимнастической стенке; полоса препятствий; различные прыжки: многоскоки, «лягушка», в высоту; в длину; на тумбу; с высоким подниманием бедра; барьерный бег. - Развитие силовой выносливости: подтягивание, упражнение в висах и упорах, отжимание. - Развитие силы: упражнения с отягощением: гриф, штанга, блины, гиря, эспандер, различные тренажеры.
- Развитие быстроты, ловкости, координации: волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, «догонялки», «чай-чай выручай», хоккей на льду с мячом.
- ОРУ, специальные и имитационные упражнения на суше. - Подготовительные упражнения для ознакомления с водой (скольжения, вдохи-выдохи в воду, подныривания, погружения под воду с головой) - Развитие выносливости: плавание на время - Развитие ловкости, быстроты, координации: игры, плавание со старта, «водное поло».
- Специальные упражнения конькобежца: Развитие силы, выносливости, быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовой координации, статические упражнения; пригибная ходьба; прыжковая и техническая имитации; различные прыжки в походке (многоскоки0; упражнения, имитирующие бег по повороту; «зеркальная»; приставной шаг. - Развитие скоростных способностей: эстафеты, старты, бег с ускорением. - Развитие силовой выносливости: упражнения с эспандером; парашютом. - Развитие выносливости: длительное катание. - Развитие скоростно-силовой выносливости: ускорение с эспандером; парашютом; СУ в статике. - Развитие быстроты, ловкости: игры «догонялки», «чай-чай выручай», хоккей с мячом. - Развитие координации: упражнения: «змейка», «фонарики», «восьмерка», «лабиринты». - Специальные упражнения конькобежца: развитие силы, выносливости, быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовой, координационные статические упражнения; пригибная ходьба; прыжковая и техническая имитации; различные прыжки в посадке (многоскоки); упражнения, имитирующие бег по повороту; «зеркальная»; приставной шаг. |
Упражнения на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений, скоростно-силовых.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища. Упражнения для ног. Упражнения для рук, туловища и ног.
Общеразвиваюшие упражнения с предметами. Со скакалкой. С гимнастической палкой. Упражнения с теннисным мячом. Упражнения с набивным мячом. Упражнения с набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг). Упражнения с отягощениями (с гантелями, штангой, гирями).
Упражнения на гимнастических снарядах (на канате и шесте, на бревне, на перекладине и кольцах, на козле и коне).
Акробатические упражнения (кувырки, перевороты, подъемы).
Легкая атлетика (бег на короткие дистанции, кроссы с преодолением различных естественных и искусственных препятствий; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; метание мяча и гранаты).
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом; прыжками, элементами сопротивления; игры с расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.
Спортивные игры. Ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами игры в баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, водное поло, футбол. Двухсторонние игры по упрощенным правилам.
Силовая подготовка. Упражнения на специальных тренажерах.
Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег, бег на скорость, бег 30м, 60м,100м, с преодолением препятствий 30-40 см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами; тройной прыжок с места; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и повороте; метание мяча и гранаты на дальность и в цель; кросс 1,5 – 2 км.
Гимнастика. Опорные прыжки: прыжки в упор присев, прыжок боком; брусья – для девочек: вис на верхней, размахивание, вис присев на нижней, сед на правом бедре; для мальчиков: упор, размахивание в упоре, сед ноги врозь, махом назад соскок; бревно – приставной и переменный шаг, повороты на одной, соскок прогнувшись; акробатика – кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, прыжок вверх прогнувшись; перекладина низкая – вис стоя, переворот в упор, вис согнувшись, вис прогнувшись, соскок махом назад; переворот боком, стойка на руках с помощью.
Плавание. Упражнения для освоения с водной средой, скольжение на груди и спине; движения рук и ног при плавании кролем, на спине и брассом; согласование движения рук с дыханием; прыжок в воду с тумбочки, старт из воды; повороты; игры на воде.
Настольный теннис. Стойка и позиции; способы хвата ракетки; разновидности ударов, подачи, приемы мяча; двухсторонняя игра.
Конькобежный спорт. Скольжение по прямой, торможение, повороты.
Баскетбол. Стойка; передвижения; остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной рукой с места; двухсторонняя игра.
Волейбол. Стойка игрока; передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; верхняя подача; прием мяча снизу; двухсторонняя игра, тактические действия в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные.
Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подъема, подошвой; остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ведение мяча носком и наружной стороной стопы; передвижения и прыжки; ловля и отбивание мяча вратарем, отбивание, вбрасывание, выбивание; двухсторонняя игра; тактические приемы в нападении – индивидуальные, групповые и командные действия.
Основное внимание уделяется обучению элементам техники плавания и конькобежного спорта, повышению уровня ОФП, развитию координации движений.
Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.
Содержание
|
Возраст |
||
7-10 лет |
11-14 лет |
Свыше 14 лет |
|
Для развития силы
|
|
|
|
1. Общеразвивающие упражнения с предметами |
+ |
+ |
+ |
2. Упражнения с гантелями |
0,5—1 кг |
1-3 кг |
3—5 кг |
2. Упражнения с гирей 16 кг |
— |
— |
+ |
3. Упражнения со штангой в положении стоя и лежа) |
— |
до 10 кг |
+ |
4. Удержание угла в висе и упоре |
+ |
+ |
+ |
5. Силовые упражнения с собственной массой |
+ |
+ |
+ |
6. Упражнения с партнером |
— |
+ |
+ |
7. Подвижные и национальные игры |
+ |
+ |
+ |
Скоростно-с иловые
|
|
|
|
1. Прыжки через скакалку |
+ |
+ |
+ |
2. Прыжки на одной и двух ногах |
+ |
+ |
+ |
3, Многоскоки |
— |
+ |
+ |
4. Выпрыгивание из приседа |
— |
+ |
+ |
5. Тройные и пятерные прыжки с места |
— |
+ |
+ |
6. Бег с партнером на спине и плечах |
— |
— |
+ |
7. Метание набивных мячей |
+ |
+ |
+ |
8. Толкание ядра |
— |
— |
+ |
9. Игровые задания по сигналу |
+ |
+ |
+ |
10. Подвижные и национальные игры |
+ |
+ |
+ |
На общую и силовую выносливость
|
|
|
|
1.Кросс |
+ |
+ |
+ |
2. Прыжки со скакалкой 1—3 мин
|
+ |
+ |
+ |
3. Серийное выполнение упражнений с умерен- ной интенснвностью (например, 50 подскоков + 30 приседаний в темпе + 30 подскоков). Повторить 2—3 раза |
—
|
+
|
+
|
4. Круговая тренировка |
— |
+ |
+ |
5. Спортивные игры |
— |
+ |
+ |
6. Серийное выполнение силовых упражнений |
— |
+ |
+ |
7. Вис на согнутых руках |
+ |
+ |
— |
8. Удержание угла в упоре и висе |
+ |
+ |
— |
На координацию движений
|
|
|
|
1. Разнонаправленные движения руками и но гами одновременно и последовательно |
+ |
+ |
+ |
2. Жонглирование различными предметами |
+ |
+ |
+ |
3. Метание на точность |
+ |
+ |
+ |
4. Полосы препятствий |
+ |
+ |
+ |
5. Эстафеты |
+ |
+ |
+ |
6. Подвижные и национальные игры |
+ |
+ |
+ |
На гибкость
|
|
|
|
1. Пружинящие наклоны из различных исход- ных положений |
+ |
+ |
+ |
2. Повороты и вращения туловища с большой амплитудой |
+ |
+ |
+ |
3. Акробатические упражнения |
+ |
— |
— |
10. Теоретическая подготовка
Теоретический материал для занятий с обучающимися 1-2 года обучения:
Теоретический материал для занятий с обучающимися свыше двух лет обучения:
Хозяйственно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения:
На территории ДЮСШ имеется спортивная площадка площадью 3200 кв. м , включающая
- площадка для мини-футбола с искусственным покрытием 40 м Х 20 м ,
- ворота футбольные - 2,
- беговая дорожка 235 м,
- роликодром длиной 180 м,
- асфальтированная игровая площадка 100 кв.м ,
- трибуны на 170 человек
12. Врачебный контроль.
Врачебный контроль за занимающимися в спортивно-оздоровительных группах, осуществляется врачом соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85г. № 1672).
В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.
13. Воспитательный процесс на учебно-тренировочных занятиях.
На учебно-тренировочном занятии воспитательным процессом руководит тренер-преподаватель.
Функции тренеров-преподавателей и педагогов определяются необходимостью создания условий существования ребенка в учебно-тренировочном процессе для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Педагог, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесса становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Воспитание - прежде всего, создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Педагог:
- формирует мотивацию к обучению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности развития и стимулирования познавательных интересов, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
- создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в учебной группе и учреждении.
Работа педагога - целенаправленная, систематичная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения, и ситуации в учебной группе, межэтнических, межконфессиональных отношений. При составлении программы воспитания необходимо учитывать возрастные рамки развития и выстраивать поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода. Педагог должен принимать во внимание уровень воспитанности обучающих социальные и материальные условия их жизни, специфику семейные обстоятельств.
Педагог гуманизирует отношения между детьми в учебной группе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в учебной группе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
В своей работе педагог постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа педагога с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Педагог должен привлекать родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка. Педагог может организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.
Дифференцированный подход к обязанностям педагога определяется спецификой учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными особенностями.
Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в данной группе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, укомплектованностью учебной группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно - беседы, дискуссии, игры, соревнования, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующего эмоциональному развитию обучающегося, его интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.
14. Воспитательная работа и психологическая подготовка.
Психологическая подготовка играет важную роль в успешном решении задач в системе занятий. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых как в условиях напряженной спортивной борьбы, так и в жизненных ситуациях. Эффективность психологической подготовки достигается следующими средствами:
- идеологическим воздействием (печать, радио, искусство, беседы, диспуты);
- социальными заданиями в области психологии, техники и тактики по видам спорта;
- личным примером тренера, убеждением, поощрением, наказанием;
- обсуждением в коллективе;
- проведением совместных занятий обучающихся разных уровней подготовки.
Воспитание юного спортсмена - комплексный процесс, состоящий из трех компонентов: воспитание идейной убежденности и общечеловеческой морали; воспитание волевых качеств; воспитание специальных профессиональных навыков и поведения на соревнованиях. Воспитание юного спортсмена осуществляется в семье, общеобразовательной и спортивной школах.
Воспитательная работа тренера начинается с установления товарищеских отношений между занимающимися, создания единого коллектива, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок и анализов выступления в соревнованиях. Важна организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований, просмотр спортивных фильмов с дальнейшим их обсуждением, встречи с интересными людьми. Теоретические занятия могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировок, тестирований.
Спортивные успехи занимающихся обусловлены достижением намеченного результата или победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена. Развитие воли начинается с отказа от вредных привычек и неорганизованности. Каждый ребенок должен иметь строгий распорядок дня, предусматривающий распределение времени па учебу, отдых, сон, тренировки.
Воля спортсмена основана па принципах морали, на стремлении прославить страну, республику, регион, город, свою школу. Чувство долга перед коллективом — это идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена. Тренер должен постоянно приучать учеников преодолевать встречающиеся трудности, которые всегда присущи тренировке и соревнованиям. Воля к победе - ее воспитание и проявление - неразрывно связана со всеми моральными и волевыми качествами. У юных спортсменов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность. Выходя на старт соревнования любого масштаба, спортсмены непременно волнуются. Их беспокоят тактика противника, оценка зрителей, выполнение элементов техники, уровень наступающего утомления. Необходима уверенность в своих силах, решительность, чтобы побороть волнение и вести спортивную борьбу за победу, за достижение запланированного результата. Необходимо стимулировать воспитанников на самостоятельные решения сложных задач, возникающих в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях.
Морально-волевая подготовка во всех группах предусматривает:
- воспитание идейной направленности спортсменов, их дисциплинированности;
- воспитание волевой подготовленности к преодолению неожиданно возникающих препятствий, развитие умения быстро овладевать собой, принимать единственно правильное решение и реализовывать его в необходимых условиях;
- совершенствование интеллектуальных качеств, развитие наблюдательности, глубины и устойчивости мышления, а также творческого воображения, выдержки и самообладания;
- совершенствование приемов контрольно-ориентировочной деятельности, идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;
- обучение приемам саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний;
- адаптацию к условиям соревнований.
Соревнования способствуют формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности и воспитанию воли. Средства психологической подготовки можно разделить па две основные группы: словесные -лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка; комплексные - различные спортивные и психологические упражнения. Методы психологической подготовки делятся на сопряженные, которые включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности, и специальные методы, включающие стимуляцию деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторные представления, методы внушения и убеждения.
Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для выполнения запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддержать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему надо сделать, чтобы выполнить намеченную программу.
15. Список литературы, использованной для
составления программы, и рекомендуемой педагогам.
16. Список литературы, рекомендуемой для обучающихся
Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987.