Управление образования администрации
г. Дзержинска Нижегородской обл.

Нижегородская область, г. Дзержинск. ул. Маяковского, д.7А
(8313) 21-86-01, 21-93-95

О спорт, ты - мир!

Пьер де Кубертен

 

                 Утверждена

                   в новой редакции

                   на педагогическом совете

            МОУ ______________

                   Протокол №___  от _________         

                    Директор

____________ ____________

                    Приказ № __  от ___________

 

 

Преодоление

Дополнительная образовательная программа

в муниципальном образовательном учереждении дополнительного образования детей

"Детско-юношеской спортивной школы №3"

 Возраст детей      – от 9 лет и старше.

 Срок реализации – 4 года.

Авторы программы       – коллектив педагогов дополнительного образования:

 

Колесова О,А.

Колесов А.С..

 

г. Дзержинск

2011

 

Содержание.

Пояснительная записка……………………………….......3 стр

Нормативная часть……………………………………………..5стр

  1. Цель и задачи программы…………………………….............5стр
  2. Режим учебно-тренировочной работы………………............5стр
  3. Контрольные нормативы……………………………………..6стр

Методическая часть……………………………………….........7стр

  1. Организация учебно-тренировочного процесса………….…7стр
  2. Учебно-тематический план…………………………………..7стр
  3. Программный материал………………………………………8стр
  4. Практические занятия   ……………………………………..10стр
  5. Освоение техники по различным видам спорта…………...10стр
  6. Примерные упражнения для развития двигательных качеств..12стр
  7. Теоретическая подготовка…………………………………..13стр
  8. Техническое обеспечение  занятий…………………………15стр
  9. Врачебный контроль………………………………………...15стр
  10. Воспитательный процесс на учебно-тренировочных занятиях……………………………………………………….16стр
  11. Воспитательная работа и психологическая подготовка……...18стр
  12. Список литературы, использованной для составления программы……………………………………………………21стр
  13. Список литературы, рекомендуемой обучающимся……....22стр
               
  1. 1.      Пояснительная записка.

Образовательная деятельность в рамках настоящей программы физкультурно-спортивной направленности регулируется Законом РФ “Об образовании” [1], законом «О физической культуре и спорте в РФ» № 80-ФЗ, законом «Об общественных организациях».

 Настоящая программа реализуется в объединениях дополнительного образования в МО(К)У  «С(К)ОШ № 2 VIII».

Физическое воспитание является одной из составных частей процесса формирования личности ребенка, подготовки ребенка к самостоятельной жизни, формирования необходимого для этого уровня культуры, физического и морального здоровья. Человек, не умеющий и не приученный заботиться о своем здоровье психологически ущербен и не адаптирован к реальной жизни.

В настоящее время стойкая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков определяется многими факторами, в том числе действием неблагоприятных условий при обучении и воспитании. Процесс обучения связан со значительными интеллектуальными и эмоциональными нагрузками с дидактическими барьерами, что приводит к неблагоприятным функциональным сдвигам и отклонениям в состоянии здоровья учащихся.

 Растет количество детей, нуждающихся в коррекционной поддержке в процессе обучения. Под коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближения развития этих детей к уровню развития  нормальных детей. Целью коррекционной работы является исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития. 

  Количество обучающихся в группах и количество учебных часов в неделю регламентируется нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ [2]. Набор обучающихся производится с 9-летнего возраста.

Цель программы: нормативно-правовое и методическое обеспечение построения, содержания, организации осуществления коррекции недостатков психофизического развития средствами физической культуры и спорта.

Результатом реализации данной программы является обеспечение участия детей во Всемирном движении «Специальная Олимпиада», основной целью которого является помощь людям с отклонениями в развитии стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредством предоставления этим людям справедливых возможностей для демонстрации своих навыков и талантов в условиях спортивных соревнований и путем информирования общественности об их возможностях и потребностях.

Настоящая программа разработана на основе практических рекомендаций по составлению образовательных программ [3]. Выполнение программы обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности обучающихся;
  • осуществление системного подхода к коррекции двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физической культуры высших психических процессов;
  • воспитание у школьников нравственных качеств; формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом, воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, стремление к физическому совершенствованию;
  • приобретение необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта;
  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
  • развитие двигательных качеств.

  Программа призвана обеспечить:

–        преемственность  в решении задач по формированию личности обучающегося, укреплению здоровья, гармоническому развитию всех органов и систем организма;

–        преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп;

–        комплексную систему контроля и анализ состояния подготовленности  обучающихся, как на этапах подготовки, так и на этапах возрастного развития.

При  реализации данной программы  педагоги дополнительного образования имеют возможность самостоятельного выбора содержания практической части учебно-тренировочных занятий, рекомендуемых в разделе 3 настоящей программы.

Нормативная часть

  1. Цели и задачи программы.

К занятиям общефизической подготовкой допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в школе. В спортивно-оздоровительных группах осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладению основами техники.

Основные задачи подготовки:

  1. Укрепление здоровья и закаливание;
  2. Устранение недостатков физического развития;
  3. Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, силовых и координационных возможностей);
  4. Формирование устойчивого интереса к занятиям спортом и здоровому образу жизни;
  5. Воспитание морально-этических и волевых качеств.
  6. Режим учебно-тренировочной работы.

Наименование этапа

Год обучения

Минимальный возраст зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Количество учебных часов в неделю

Требования по ОФП на конец года

 

СОГ

 

Все

 

9

 

15

 

2

 

Выполнение нормативов по ОФП

Возраст занимающихся в – от 9 до 18 лет. Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Продолжительность одного занятия в СОГ не должна превышать 2-х академических часов. Основными формами учебно-тренировочной работы являются групповые занятия; участие в соревнованиях и контрольных тренировках; теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия; участие в конкурсах и смотрах.

  1. Контрольные нормативы

УПРАЖНЕНИЯ

8-11 лет

12-14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Д

Прыжки со скакалкой

8-14 лет   м-20с , д-30с

15-16 лет   — 25с

17-18 лет – 30с

 

34-44

 

 

40-50

 

 

40-50

 

 

46-56

 

 

44-54

 

 

50-60

 

 

54-64

 

 

60-70

 

 

60-70

 

 

78-88

 

Подтягивание (м)

Сгибание и разгибание рук (д)

 

3-8

 

 

16-26

 

 

4-9

 

 

22-32

 

 

6-11

 

 

12-22

 

 

11-16

 

 

24-34

 

 

12-17

 

 

30-40

 

Приседание на одной ноге

22-32

 

16-26

 

6-12

 

4-14

 

6-16

 

4-14

 

14-24

 

12-22

 

20-30

 

14-24

 

Прыжки в длину с места

 

165-190

150-175

180-205

165-190

190-215

170-195

215-240

185-210

225-250

190-215

Прыжки из полуприседа вверх

5-10

 

2-7

 

8-13

 

5-10

 

11-16

 

8-13

 

18-23

 

17-22

 

28-33

 

26-31

 

 

 

Методическое обеспечение

  1. Организация учебного процесса.

Школа организует работу с обучающимися в течении всего календарного года. Учебный год начинается с 1 сентября и для СОГ заканчивается обычно 31 мая. Годовой объем работы определяется из расчета недельного режима работы.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются учебно-тренировочные и теоретические занятия, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях и матчевых встречах.

Расписание занятий составляется администрацией школы по представлению преподавателя в целях установления более благоприятного режима занятий, отдыха занимающихся, обучения их в учебном заведении.

  1. Учебно-тематический план.

 

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Количество занятий в неделю

2

2

2

 

Кол-во часов

Количество часов в неделю

2

2

2

Раздел подготовки

Общая физическая подготовка

62

62

62

Участие в контрольных тренировках и соревнованиях

6

6

6

Теоретическая подготовка

8

8

8

Медицинское обследование

2

2

2

Общее количество часов

78

78

78

  1. Программный материал.

Основная направленность

Упражнения

  1. Гимнастика

 

 

 

 

  1. Легкая атлетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Спортивные игры

 

 

  1. Плавание

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Катание на коньках, роликах

 

-          Развитие гибкости:

ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Эстафеты с элементами гимнастики: скамейки, набивные мячи, обручи, скакалки.

-          Общеразвивающие упражнения.

 

-          Развитие скоростных способностей:

эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением; с максимальной скоростью на расстояние до 60 м; бег с изменением направления, темпа, ритма; из различных исходных положений.

-          Развитие скоростно-силовых способностей:

разнообразные прыжки, многоскоки; упражнения с отягощением в повышенном темпе.

-          Развитие ловкости:

лазание по канату, шесту, гимнастической стенке; полоса препятствий; различные прыжки: многоскоки, «лягушка», в высоту;  в длину; на тумбу; с высоким подниманием бедра; барьерный бег.

-          Развитие силовой выносливости:

подтягивание, упражнение в висах и упорах, отжимание.

-          Развитие силы:

упражнения с отягощением: гриф, штанга, блины, гиря, эспандер, различные тренажеры.

 

-          Развитие быстроты, ловкости, координации:

волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, «догонялки», «чай-чай выручай», хоккей на льду с мячом.

 

-          ОРУ, специальные и имитационные упражнения на суше.

-          Подготовительные упражнения для ознакомления с водой (скольжения, вдохи-выдохи в воду, подныривания, погружения под воду с головой)

-          Развитие выносливости:

плавание на время

-          Развитие ловкости, быстроты, координации:

игры, плавание со старта, «водное поло».

 

 

-          Специальные упражнения конькобежца:

Развитие силы, выносливости, быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовой координации, статические упражнения; пригибная ходьба; прыжковая и техническая имитации; различные прыжки в походке (многоскоки0; упражнения, имитирующие бег по повороту; «зеркальная»; приставной шаг.

-          Развитие скоростных способностей:

эстафеты, старты, бег с ускорением.

-          Развитие силовой выносливости:

упражнения с эспандером; парашютом.

-          Развитие выносливости:

длительное катание.

-          Развитие скоростно-силовой выносливости:

ускорение с эспандером; парашютом; СУ в статике.

-          Развитие быстроты, ловкости:

игры «догонялки», «чай-чай выручай», хоккей с мячом.

-          Развитие координации:

упражнения: «змейка», «фонарики», «восьмерка», «лабиринты».

-          Специальные упражнения конькобежца:

развитие силы, выносливости, быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовой, координационные статические упражнения; пригибная ходьба; прыжковая и техническая имитации; различные прыжки в посадке (многоскоки); упражнения, имитирующие бег по повороту; «зеркальная»; приставной шаг.

  1. Практические занятия.

Известно, что физические упражнения осуществляют направленное коррегирующее воздействие. Так, ходьба способствует улучшению перекрестной координации рук и ног, длительный бег – развитию выносливости. Ходьба с предметом, лежащим на голове (мешочек с песком) помогает исправить осанку. Если во время бега выполнять движения руками (вперед, вверх, в стороны), то это способствует улучшению координации движений и одновременно развитию выносливости.

Ходьба и бег являются циклическими движениями, поскольку все фазы одного цикла повторяются в следующем в той же   последовательности. Циклы следуют один за другим, и каждый настоящий является продолжением предыдущего и началом последующего.

Ходьба – основной вид движений человека. В актах ходьбы участвуют большие группы мышц туловища, благодаря чему усиливается деятельность всех физиологических систем организма. Большое значение при ходьбе приобретают регулирующие функции ЦНС.

Бег – упражнение циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. Длительность возбуждения в нервных центрах сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, в следствие чего возникает быстрое утомление.

Прыжки требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных двигательных рефлексов в процессе тренировки. Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставно-связочный аппарат, мышцы ног, улучшают координацию движений.

Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие обучающих при соблюдении ряда условий:

  • Они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для обучающихся, подготавливать их к дальнейшей работе.
  • Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой занятия, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.
  • Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.
  • Тренер должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно с занимающимися исполнять игровые действия.
  • Все типы игр требуют хорошего оснащения.

При дозировании нагрузок важно помнить, что после напряженных или длительно выполняемых физических упражнений обучающиеся с нарушениями психо-физического развития долго находятся в состоянии дискомфорта, поскольку силы длительное время не восстанавливаются, поэтому эти дети выполняют нагрузку только до начальных признаков снижения работоспособности, т.е. до первой стадии утомления.

В начальных классах большое значение придается развитию координации, ловкости, внимания. И только в старших классах эти упражнения становятся более сложными, включаются элементы силовой подготовки.

В осеннее – весенний период занятия по возможности проводятся на свежем воздухе.

Упражнения на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости,  гибкости, ловкости, координации движений, скоростно-силовых.

Общеразвивающие  упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища. Упражнения для ног. Упражнения для рук, туловища и ног.

Общеразвиваюшие упражнения с предметами. Со скакалкой. С гимнастической палкой. Упражнения с теннисным мячом. Упражнения с набивным мячом. Упражнения с набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг). Упражнения с отягощениями (с гантелями, штангой, гирями).

Акробатические упражнения. Кувырки, перевороты, подъемы.

Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции, кроссы с преодолением различных естественных и искусственных препятствий; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; метание мяча и гранаты).

Конькобежный спорт. Бег на конькобежных и роликовых коньках на короткие и средние дистанции.

Обучение катанию на коньках начинаем проводить с 9 лет. Практически все обучающиеся школы участвуют в групповых и некоторые - в городских соревнованиях по конькобежному спорту.

Так как скоростной бег на коньках является сложным техническим видом спорта, то в зале и на льду проводится много разнообразных  специальных координационных физических упражнений: посадка, работа рук в посадке, смещение, перенос центра тяжести, скольжение на одной ноге, удержание равновесия, прыжки на двух ногах, «ласточка», «фонарики» с большой и малой амплитудой движения, «слалом». Хорошим средством для овладения техникой поворота служит игра «салки»,  «восьмерки», «змейка» в которой они учатся владеть коньками в разных ситуациях, укрепляя голеностоп,  вестибулярный аппарат, внимание и ловкость.

 

Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом; прыжками, элементами сопротивления; игры с расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.

Спортивные игры. Ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами игры в баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, водное поло, футбол. Двухсторонние игры по упрощенным правилам.

Силовая подготовка. Упражнения на специальных тренажерах.

  1. Освоение техники по различным видам спорта.

Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег, бег на скорость, бег 30м, 60м,100м, с преодолением препятствий 30-40 см; прыжки в длину и в высоту с разбега различными способами; тройной прыжок с места; передача эстафетной палочки в зоне 20м на прямой и повороте; метание мяча и гранаты на дальность и в цель; кросс 1,5 – 2 км.

 Гимнастика. Опорные прыжки: прыжки в упор присев, прыжок боком; для мальчиков: упор, размахивание в упоре; акробатика – кувырки вперед и назад, стойка на лопатках.

Плавание.  Упражнения для освоения с водной средой, скольжение на груди и спине; движения рук и ног при плавании кролем, на спине и брассом; согласование движения рук с дыханием; прыжок в воду с тумбочки, старт из воды; повороты; игры на воде.

Настольный теннис.  Стойка и позиции; способы хвата ракетки; разновидности ударов, подачи, приемы мяча; двухсторонняя игра.

Конькобежный спорт.  Скольжение по прямой, торможение, повороты.

Баскетбол. Стойка; передвижения; остановки; передача и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной рукой с места; двухсторонняя игра.

Волейбол. Стойка игрока; передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; верхняя подача; прием мяча снизу; двухсторонняя игра, тактические действия в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные.

Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней и внешней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, передней частью подъема, подошвой; остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка на медленной скорости; передача мяча партнеру; ведение мяча носком и наружной стороной стопы; передвижения и прыжки; ловля и отбивание мяча вратарем, отбивание, вбрасывание, выбивание; двухсторонняя игра; тактические приемы в нападении – индивидуальные, групповые и командные действия.

Основное внимание уделяется обучению элементам техники плавания и конькобежного спорта, повышению уровня ОФП, развитию координации движений.

 Занятия в основном проводятся в 1 и 2 зонах интенсивности на пульсе 160 уд/мин.

Условия для самоактуализации личности создаю благодаря использованию технологий дифференцированного обучения и индивидуализации (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков, Н.П. Гузик). Применение уровневой дифференциации позволяет обучать и развивать каждого юного спортсмена на уровне его возможностей и способностей, обеспечивает приспособление (адаптацию) обучения к особенностям различных групп обучающихся. Таким образом, исключаются уравниловка и усреднение детей, реализуется желание способных детей быстрее и глубже продвигаться в обучении, повышается уровень мотивации, знания, умения и навыки формируются при опоре на зону ближайшего развития каждого воспитанника. В рамках технологии индивидуализации обучения применяю оригинальная нелинейная конструкция занятия по А.С. Границкой: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа обучающихся и индивидуальная работа с отдельными воспитанниками.

  1. Примерные упражнения для развития двигательных качеств

 

Содержание

 

Возраст

9-10 лет

11-14 лет

Свыше 14 лет

Для   развития   силы 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общеразвивающие   упражнения   с   предметами

+

+

+

2. Упражнения с гантелями

0,5—1 кг

1-3 кг

3—5 кг

 

 

 

 

3. Упражнения  со  штангой  в  положении  стоя

и лежа)

до 10 кг

+

4. Удержание угла в висе и упоре

+

+

+

5. Силовые  упражнения   с    собственной    массой

+

+

+

6. Упражнения с партнером

+

+

7. Подвижные и национальные игры

+

+

+

Скоростно-с иловые 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прыжки через скакалку

+

+

+

2. Прыжки на одной и двух ногах

+

+

+

3, Многоскоки

+

+

4. Выпрыгивание из приседа

+

+

5. Тройные и пятерные прыжки с места

+

+

6. Бег с партнером на спине и плечах

+

7. Метание набивных мячей

+

+

+

8. Толкание ядра

+

9. Игровые задания по сигналу

+

+

+

10. Подвижные и национальные игры

+

+

+

На   общую   и   силовую   выносливость 

 

 

 

 

 

 

 

1.Кросс

+

+

+

2. Прыжки со скакалкой 1—3 мин

 

+

+

+

3. Серийное   выполнение    упражнений   с   умерен-

ной   интенснвностью   (например,  50  подскоков

+ 30   приседаний     в   темпе + 30    подскоков).

Повторить 2—3 раза

 

+

 

+

 

4. Круговая тренировка

+

+

5. Спортивные игры

+

+

6. Серийное  выполнение  силовых  упражнений

+

+

7. Вис на согнутых руках

+

+

8. Удержание угла в упоре и висе

+

+

На    координацию   движений 

 

 

 

 

 

 

 

1. Разнонаправленные    движения    руками  и  но гами одновременно и последовательно

+

+

+

2. Жонглирование различными предметами

+

+

+

3. Метание на точность

+

+

+

4. Полосы препятствий

+

+

+

5. Эстафеты

+

+

+

6. Подвижные и национальные игры

+

+

+

На    гибкость 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пружинящие    наклоны  из   различных    исход-

ных положений

+

+

+

2. Повороты  и   вращения    туловища  с  большой

амплитудой

+

+

+

3. Акробатические упражнения

+

 

10.  Теоретическая подготовка

Теоретический материал для занятий с обучающимися 1-2 года обучения:

  1. Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке.
  2. Режим дня и личная гигиена.
  3. Значение физических упражнений для здоровья человека.
  4. Значение утренней гимнастики и закаливания.
  5. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений.
    1. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности.
      1. Первая помощь при травмах на занятии.

Теоретический материал для занятий с обучающимися свыше двух лет обучения:

  1. Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре. Физическая культура - одно из важнейших средств психического и физического воспитания; укрепления здоровья и всестороннего развития. Великие спортсмены России.
  2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значении сердца и сосудов. Дыхание, значение дыхания для жизнедеятельности организма. Обмен веществ. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма человека.
  3. Гигиенические знания и навыки, закаливание, режим и питание спортсмена. Режим дня. Режим питания, питьевой и весовой режим спортсмена. Витамины и их значение в питании спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма.
  4. Самоконтроль. Самоконтроль спортсмена. Понятие о спортивной форме, тренировке, утомлении и перетренировке. Меры предупреждения переутомления. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс, кровяное давление; субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит,  работоспособность.
  5. Психологическая подготовка. Понятие о психологической подготовке. Психологическая подготовка в процессе тренировки: восприятие,  чувство времени, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание. Индивидуальные особенности  спортсмена.
  6. Основы методики обучения и тренировки. Последовательность изучения основных действий при освоении техники по отдельным видам  спорта.  Возможные ошибки при изучении технических действий и способы их устранения. Основные требования техники безопасности и профилактики травматизма, предъявляемые к организации учебно-тренировочных занятий. Тренировка как процесс всестороннего    совершенствования    специальных    навыков,    физических    и психологических качеств.
11.  Техническое обеспечение  занятий

В  здании  имеется:

  • спортивный зал  84 м2

Хозяйственно-бытовые и санитарно-гигиенические помещения:

  • умывальных – 4
  • уборная         – 6
  • раздевалка    – 6
  • тренерская   – 6,12 м2

На территории имеется спортивная площадка площадью  кв. м , включающая

- площадка для  мини-футбола 40 м Х 20 м ,

- ворота  футбольные - 2,

-  игровая площадка ___ кв.м ,

12.  Врачебный контроль.

Врачебный контроль за занимающимися в спортивно-оздоровительных группах, осуществляется врачом соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.85г. № 1672).

В случае обнаружения отклонений в здоровье или перетренированности  (переутомления) спортсменов тренировочные нагрузки либо снижаются, либо отменяются до восстановления здоровья спортсмена.

Оценивая уровень физического состояния детей их можно разделить на несколько типологических групп.

Ученики 1 группы (10 -14% от общего количества учеников класса) имеют физическое развитие и умственные способности выше средних показателей учащихся вспомогательных школ и находятся на уровне средних показателей учеников массовых школ. У них не наблюдаются соматические отклонения, они быстрее других овладевают умениями и навыками, могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их переносят и быстро после них восстанавливаются. Именно из этих обучающихся и подбираются команды для участия в областных и республиканских соревнованиях.

У обучающихся, относимых ко 2 типологической группе (45 – 52%) отмечается, как правило, среднее физическое развитие, средний уровень двигательной подготовленности. Они медленнее овладевают двигательными умениями и навыками. У них отмечаются нарушения осанки, стопы, они медленнее восстанавливаются.

Учащиеся 3 группы (28 – 35%) характеризуются средним или ниже среднего уровня физического развития и двигательных способностей, у них часто отмечается непропорциональность форм тела. Они медленнее овладевают двигательными умениями и навыками, чем дети 2 группы.  Практически все страдают соматическими заболеваниями.

Ученики 4 группы (4 – 10%) чаще всего обладают уровнем физического развития ниже среднего, могут овладеть лишь элементарными умениями и навыками. Наличию основного дефекта сопутствуют различные соматические заболевания, отмечаются энурез, ожирение, эписиндром, головные боли и головокружения.

В коррекционной школе обучаются дети всех 3 групп умственной отсталости, при чем в  классе присутствуют дети всех 4 типологических групп. Ласковое, доброжелательное, внимательное отношение необходимо  каждому занимающемуся. Только завоевав симпатию со стороны детей, можно плодотворно проводить занятие. Обращая внимание на психическое состояние каждого перед занятием, можно поставить выполнимую задачу  на занятие, чтобы получить результат и удовлетворение от работы. Во время занятий нагрузка чисто индивидуальная, определяется визуально по внешнему виду, по  состоянию возбудимости или апатии. Учитывая психическое состояние ребенка, не предъявляется жестких временных границ на выполнение каждого упражнения.

13.  Воспитательный процесс на учебно-тренировочных занятиях.

На учебно-тренировочном занятии воспитательным процессом руководит тренер-преподаватель.

Функции тренеров-преподавателей и педагогов определяются необходимостью создания условий существования ребенка в учебно-тренировочном процессе для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Педагог, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесса становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Воспитание - прежде всего, создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Педагог:

-         формирует мотивацию к обучению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности развития и стимулирования познавательных интересов, через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;

-         создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в учебной группе и учреждении.

Работа педагога - целенаправленная, систематичная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения, и ситуации в учебной группе, межэтнических, межконфессиональных отношений. При составлении программы воспитания необходимо учитывать возрастные рамки развития и выстраивать поступенчатое восхождение воспитанника к ценностям современной культуры путем постановки задачи-доминанты для каждого возрастного периода. Педагог должен принимать во внимание уровень воспитанности обучающих социальные и материальные условия их жизни, специфику семейные обстоятельств.

Педагог гуманизирует отношения между детьми в учебной группе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в учебной группе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

В своей работе педагог постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа педагога с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Педагог должен привлекать родителей к участию в воспитательном процессе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка. Педагог может организовывать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность.

Дифференцированный подход к обязанностям педагога определяется спецификой учреждения и его воспитательной системы, уровнем воспитанности обучающихся, их возрастными особенностями.

Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся  в данной группе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, укомплектованностью учебной группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно - беседы, дискуссии, игры, соревнования, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующего эмоциональному развитию обучающегося, его интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации.

14.  Воспитательная работа и психологическая подготовка.

Психологическая подготовка играет важную роль в успешном решении задач в системе занятий. Содержание психологической подготовки включает воспитание морально-волевых качеств, необходимых как в условиях напряженной спортивной борьбы, так и в жизненных ситуациях. Эффективность психологической подготовки достигается следующими средствами:

-  идеологическим воздействием (печать, радио, искусство, беседы, диспуты);

-   социальными заданиями в области психологии, техники и тактики по видам спорта;

-    личным примером тренера, убеждением, поощрением, наказанием;

-    обсуждением в коллективе;

-    проведением совместных занятий обучающихся разных уровней подготовки.

Воспитание юного спортсмена - комплексный процесс, состоящий из трех компонентов: воспитание идейной убежденности и общечеловеческой морали; воспитание волевых качеств; воспитание специальных профессиональных навыков и поведения на соревнованиях. Воспитание юного спортсмена осуществляется в семье, общеобразовательной и спортивной школах.

Воспитательная работа преподавателя начинается с установления товарищеских отношений между занимающимися, создания единого коллектива, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок и анализов выступления в соревнованиях. Важна организация досуга юных спортсменов, посещение крупных всероссийских и международных соревнований, просмотр спортивных фильмов с дальнейшим их обсуждением, встречи с интересными людьми. Теоретические занятия могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировок, тестирований.

Спортивные успехи занимающихся обусловлены достижением намеченного результата или победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена. Развитие воли начинается с отказа от вредных привычек и неорганизованности. Каждый ребенок должен иметь строгий распорядок дня, предусматривающий распределение времени па учебу, отдых, сон, тренировки.

Воля спортсмена основана па принципах морали, на стремлении прославить страну, республику, регион, город, свою школу. Чувство долга перед коллективом — это идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена. Преподаватель должен постоянно приучать учеников преодолевать встречающиеся трудности, которые всегда присущи тренировке и соревнованиям. Воля к победе - ее воспитание и проявление - неразрывно связана со всеми моральными и волевыми качествами. У юных спортсменов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность. Выходя на старт соревнования любого масштаба, спортсмены непременно волнуются. Их беспокоят тактика противника, оценка зрителей, выполнение элементов техники, уровень наступающего утомления. Необходима уверенность в своих силах, решительность, чтобы побороть волнение и вести спортивную борьбу за победу, за достижение запланированного результата. Необходимо стимулировать воспитанников на самостоятельные решения сложных задач, возникающих в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях.

Морально-волевая подготовка во всех группах предусматривает:

-    воспитание идейной направленности спортсменов, их дисциплинированности;

-    воспитание волевой подготовленности к преодолению неожиданно возникающих препятствий, развитие умения быстро овладевать собой, принимать единственно правильное решение и реализовывать его в необходимых условиях;

-    совершенствование интеллектуальных качеств, развитие наблюдательности, глубины и устойчивости мышления, а также творческого воображения, выдержки и самообладания;

-    совершенствование приемов контрольно-ориентировочной деятельности, идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;

-    обучение приемам саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний;

-    адаптацию к условиям соревнований.

Соревнования способствуют формированию психической выносливости, целеустремленности, самостоятельности и воспитанию воли. Средства психологической подготовки можно разделить па две основные группы: словесные -лекции, беседы, идеомоторная, аутогенная и психорегулирующая тренировка; комплексные - различные спортивные и психологические упражнения. Методы психологической подготовки делятся на сопряженные, которые включают общие психолого-педагогические методы, методы моделирования и программирования соревновательной и тренировочной деятельности, и специальные методы, включающие стимуляцию деятельности в экстремальных условиях, методы психической регуляции, идеомоторные представления, методы внушения и убеждения.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для выполнения запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижение. Тренер должен умело поддержать стремление и внутреннюю готовность спортсмена к достижению поставленной цели. Этот процесс предусматривает регулярную информацию тренера о достижениях юного спортсмена, о том, что еще ему надо сделать, чтобы выполнить намеченную программу.

15.  Список литературы, использованной для

                     составления программы, и рекомендуемой педагогам.

 

  1.  Закон РФ “Об образовании” № 3266-1 от 10.07.1992г.
  2. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, М., 9995г.
  3. Примерные требования к Программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844).
  4. Подготовка юных пловцов. В.А. Прозуменщиков, М., ФиС, 1981г.
  5. Молодому коллеге. Н.Г. Озолин, М., ФиС, 1988г.
  6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.
  7. Донской Д.Д. Теория строения действий //Теория и практика физической культуры. - М., 1991. - № 3. - С. 9-12.
  8. Ивченко Е.В., Шухардин И.О., Крылов А.И. Особенности техники движений у юных пловцов. //Совершенствование двигательных действий спортсменов водных видов спорта. Л., 1989, с. 30-36.
  9. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоровье, 1981.
  10. Гладышева А.А. Морфологические основы физического воспитания юных спортсменов. - Сб. докл. II Всес. конф. по проб. юнош. спорта. - М.: 1971, с. 55-61.
  11. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. - Автореф. дис. докт. пед. наук. - М.: 1979. - 25 с.
  12. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.
  13. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебн. пос. для ин-тов и техникумов физ. культ. - М.: ФиС, 1987.
  14. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -- М.: Медицина, 1966. -- 349 с.
  15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -- М.: Педагогика, 1986. -- 240 с.
  16. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение// Теория и практика физической культуры. 1991, № 4, с. 2-10.
  17. Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Докт дис. Краснодар, 1997. -- 419 с.
  18. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. -- М.: Логос, 1994. -- 320 с.
  19. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки: Пособие : 2-е изд., испр. и доп. / Г.А. Халемский и др.
  20. А.А. Дмитриев. Методика развития быстроты, скоростной и общей выносливости у учащихся вспомогательных школ.
  21. А.А. Дмитриев Организация двигательной активности умственной активности умственно отсталых детей.
  22. В.В. Воронкова Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
  23. Б.В. Сермеев, А.П. Павлов, Н.Н. Ефименко, О.А. Комысов, А.Ф. Острикова, П.К. Богатенко, Н.А. Самойлова. Формы занятий физическими упражнениями в специальной школе.
  24. В.М. Мозговой. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11-16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям.
  25. Физическое воспитание детей в специальных школах. Межвузовский сборник научных трудов, выпущенный ГГПИ им. М. Горького.
  26. Власова Т.А. «Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей».
  27. Врачебно-педагогическое обеспечение физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья.
  28. Воронкова В.В. Проблема дифференциации учащихся вспомогательной школы. Совершенствование методов обучения и воспитания обучающихся. Тезисы докладов Всероссийских педагогических чтений.

 

16.  Список литературы, рекомендуемой для обучающихся

 Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987.

  1. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям. - Киев: Здоровье, 1981.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988.
  3. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968.
  4. Коновалов Е. Ты -- сильнее воды. -- М.: Молодая гвардия, 1983. --128 с.
  5. Готовцев П.И., Дубровский В.М. Спортсменам о воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1981.
  6. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
  7. Фомин Н.А., Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
  8. Теоретическая подготовка юных спортсменов/под ред. Бутлина Ю.Ф./ М.:  Физкультура и спорт, 1981.

Наша гордость

  • Матвеева ЕвгенияЧемпионка Мира 2007г. по триатлону в командной гонке
  • Горшков ЭдуардПобедитель Специальных Олимпийских Игр 2009г. в США (шорт-трек)
  • Горохова Майяпризер регионального Первенства России по конькобежному спорту
  • Гордеева Оксанапризер Всероссийской Специальной Олимпиады 2008 г. (шорт-трек)
  • Бойкова АннаПризер Первенства Европы по триатлону 2007г. в составе сборной России
  • © 2011 МОУ ДОД ДЮСШ № 3

    Нижегородская область, Дзержинск, ул. Маяковского, д.7А

    Создание сайта — «Ирбиус»